Послом Донецкой народной республики в Москве назначили заместителя председателя Народного совета ДНР Ольгу Макееву / Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Посол ДНР Ольга Макеева: Мы построили государство со всеми социальными институтами

Общество

Посольство Донецкой Народной Республики откроется в Москве в конце июня — начале июля. Об этом 16 июня заявил глава ДНР Денис Пушилин. Чрезвычайным и полномочным послом ДНР в России назначена Ольга Макеева. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с новоиспеченным дипломатом о том, на кого она равняется в работе, какие задачи стоят сейчас перед посольством и на какую помощь могут рассчитывать беженцы с Донбасса.

Работы предстоит много, но нам она по силам

— Ольга Александровна, как будет выглядеть работа посольства с беженцами из Донецкой народной республики? На какую помощь они могут рассчитывать?

— Нужно понимать, что наше посольство открывается при нестандартных обстоятельствах. На сегодняшний день полтора миллиона человек с Донбасса и с освобожденных территорий Украины уже приехали в Россию. Многие из них, спасаясь от украинских снарядов, вынужденно оставляли свои дома, нажитое имущество. Порой не успевали забрать документы, а кто-то потерял их в дороге. Самые многочисленные запросы, которые мы получаем сегодня, связаны именно с помощью в восстановлении документов.

— Будет ли сформулирован четкий перечень вопросов, по которым жители ДНР смогут обратиться к вам?

— Человеческая жизнь сопровождается тысячами вопросов, тем более когда люди бежали из дома в такой страшной ситуации. Мы постараемся по максимуму помочь нашим гражданам, оказавшимся сейчас в России: это и помощь в трудоустройстве, и помощь в оформлении ребенка в садик, в школу, по другим направлениям, по которым у нас есть ресурсы и контакты для поддержки. Нужно отметить, что все возникающие вопросы находятся на серьезном контроле у властей регионов, принявших наших граждан. Параллельно будем вести консульский учет. Нам нужно понимать, сколько людей самостоятельно разместились в России и где они находятся. Мы знаем точно, что более 50 регионов России централизованно приняли донбассовцев в свои семьи — мы уже начали работу с ними. Работы, конечно, предстоит немало. Но если нужна наша помощь, мы никому не откажем.

Жизнь без страха

В 2014 году, когда в ДНР принимали Конституцию, вы были председателем Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Народного совета республики. Что лежало в основе закона? На чем расставлены акценты?

— Тогда я еще не входила в состав Верховного совета, поэтому Конституцию писали без меня. Но я, конечно, хорошо знаю документ. В Конституции закреплены все те чаяния и надежды на построение справедливого и благополучного общества, к которому мы так стремились. Наша Конституция называет человека, его права и свободы самой важной ценностью. Мы провозгласили республику демократическим правовым социальным государством. И то законодательство, которое принимается в республике в течение всех восьми лет, опирается на нормы и положения, закрепленные в Конституции.

Фото: Пресс-служба Народного Совета ДНР

— Республика сейчас живет в условиях военного положения. Как вы считаете, тяжело ли будет перестроиться на мир, когда боевые действия закончатся? И как именно будет проходить этот процесс?

— Уникальность людей Донбасса в том, что, вопреки всем сложностям, трудностям и ограничениям, мы смогли построить государство с тремя ветвями власти, с наличием необходимых социальных институтов. Мы все восемь лет выплачиваем людям зарплаты, пенсии. У нас работает своя банковская система, телефонный оператор, телевидение, печатные СМИ, общественные движения, профсоюзы. Мы не пеняли на войну, а строили будущее для наших детей. Мы научились беречь то, что нам дал Бог, наши предки, и то, что мы создали сами. Я говорю и о природных ресурсах, и о промышленных. Поэтому, когда закончится конфликт, нам просто станет легче. Мы наконец-то выдохнем и перестанем жить с оглядкой на боевые действия. Донбасс абсолютно готов к миру.

Ситуация налаживается

— Распространено мнение, что восемь лет Донбасс был никому не нужен. Вы согласны с этим утверждением?

— Не был нужен никому — так бы я не сказала. Ряду государств, которые игнорировали происходящее у нас, — в таком контексте да, этим странам мы были не нужны. Но Донбасс всегда имел друзей и единомышленников — Россию, наши братские республики — Южную Осетию, Абхазию. Помимо этого, нас продолжают поддерживать представители общественности из стран Европы, Азии, Южной Америки. Очень активно развиваются отношения с Сирией.

Отдельно хочу остановиться на помощи со стороны России, которую она оказывает с 2014 года. За эти восемь лет на территорию Донбасса было доставлено свыше 130 гуманитарных конвоев. Россия принимала на лечение наших граждан. Дети проходили обучение в российских школах и институтах. В 2015 году мы получили российские учебники. Благодаря этому мы смогли искоренить то мракобесие, которое царило последние годы в украинской системе образования — нас хотели заставить учить переписанную историю, чтить псевдогероев, забыть свою культуру. Но теперь мы обучаем наших детей по достойным, качественным и, главное, правдивым учебникам.

Мы также добились успеха в установлении отношений с европейцами, и благодаря их участию в Италии, Франции, Греции, Чехии, Бельгии, Финляндии были открыты представительские центры ДНР. Таким способом наши представители «пробивают» информационный барьер, удерживающий правду от широкой мировой общественности о том, что действительно происходит в Донбассе и кто виновен в развернувшемся здесь конфликте. Выбранная коллективным Западом тактика, согласно которой они просто не замечают тех ужасов, которые творили власти Украины на нашей территории, — это самое больное.

После того как, например, в 2015 году в результате обстрела автобуса, ехавшего из Златоустовки в Донецк, погибли 12 человек, а еще 18 были ранены, европейские лидеры выступали в поддержку Украины, а люди вставали в шеренги и несли таблички «Je suis Волноваха». При этом мы точно знаем, что обстрел тогда был с украинской стороны. Люди из уже освобожденной Волновахи — живые свидетели, они своими глазами видели, кто откуда стрелял. Но все было выставлено так, что виновники этой трагедии — мы. Это очень несправедливо, и это демонстрирует всю глубину имеющейся сейчас проблемы с восприятием западными государствами событий в Донбассе

— Но теперь-то мир прозрел?

— Отчасти. Мы видим, что сейчас в некоторых странах проходят акции в поддержку Донбасса и специальной военной операции, которую проводит Россия. Мы в Донбассе, кстати, называем ее не иначе как освободительной. По примеру той, что проходила в Донбассе в 1943 году, когда наши деды освобождали нашу Родину от немецкой оккупации. Очень много параллелей, правда.

Сохраним тебя, русская речь

— Вы родились в Донецке и прожили там всю жизнь. Сегодня город и республика в целом ассоциируют себя с Россией, но раньше он входил в состав Украинской ССР. А с какой культурой вы себя ассоциируете?

— Я с детства знала, что я русская. На Донбассе, чтобы вы понимали, проживает 130 народов и национальностей. Но при этом превалирует русская культура. Я с детства говорю на русском языке. И он в нашей республике сейчас может звучать свободно. 2021 год был объявлен в республике Годом русской культуры, а 2020 год был посвящен русскому языку. Здесь, конечно, самое время вспомнить слова замечательной поэтессы Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Эти строчки сейчас как никогда близки Донбассу, ведь в 2014-м мы встали на защиту русской культуры и русского языка. Стоим до сих пор.

— Как культура развивалась в республике последние восемь лет?

— У нас работают замечательные театры — драматический, оперы и балета. Последний — мой любимый. Все театральные постановки у нас на русском языке. Несмотря ни на что, открыты музеи. Да, даже сегодня, в такой непростой ситуации, мы сохранили все учреждения культуры. Ни одно из них не закрылось. Низкий поклон всем труженикам сферы культуры ДНР, ведь они стали своеобразным эмоциональным щитом для наших людей.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Мечтаем показать туристам терриконы

— Теперь, после назначения послом ДНР в России, вы будете жить в Москве. Есть ли у вас любимые места в этом городе?

— Мне очень нравится исторический центр. Больше всего люблю приходить в Александровский сад. Это место, где уходят лишние слова, суетные мысли. Хочется помолчать и поклониться Могиле Неизвестного Солдата. Стоишь перед ней и понимаешь, сколько наши деды и прадеды отдали, чтобы добиться мира, сколько выстрадали за нашу Победу. И сейчас, более 70 лет спустя, мы снова вынуждены защищать свою землю, но уже от потомков той «бандеровщины», той страшной черной силы, с которой бились наши деды. Поэтому для меня это место в Москве особенное. Я обязательно приведу сюда свою дочь.

— В республику и сейчас приезжает немало людей, но, к сожалению, не с туристическими целями. А что обычно говорят гости о вашем регионе?

— Недавно я приезжала в Донецк вместе с гостями из Москвы. Первое, что они увидели, — это терриконы. Оказалось, что далеко не все знают, что это такое. Я рассказала им, что терриконы — это наши «горы». Ведь Донбасс — угольный край. И когда добывают уголь, то из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений, образовываются треугольные насыпи, похожие на горы. Это и есть терриконы. Это наша местная достопримечательность. Донбасс — это потрясающий край. Мы очень хотим, чтобы у людей появилась возможность приехать к нам, увидеть все красоты воочию, пройтись по нашим замечательным просторам.

Моя дочь пару лет назад написала стих, в котором есть такие строки: Цвети, крепчай, родной Донбасс, Пусть будет небо ясным, Пусть будет каждый счастлив здесь, А каждый день — прекрасным! Дай Бог, чтобы скорее наступил победный мир!

Мне всегда больше всех надо

— Какими личностными качествами, на ваш взгляд, должен обладать посол?

— Мое глубокое убеждение — государственный служащий должен быть способным служить своим людям и своей стране. Если ты чувствуешь, что это не твое, тебя раздражают человеческие проблемы, слабости и ты можешь сорваться, нагрубить — это признак профессиональной непригодности. Поэтому готовность и способность служить своей стране — это те качества, которые должны быть в обязательной мере присущи послу.

— Есть ли среди действующих послов или других государственных деятелей ориентир, на который вы равняетесь? Может, вам близка чья-то риторика, модель поведения?

— Последние 20 лет я очень пристально наблюдаю за президентом России Владимиром Путиным. Для меня его взгляды, подходы, профессионализм и человеческие качества — яркий пример для подражания. А второй человек, на которого я равняюсь, — это Валентина Матвиенко. Мне нравится ее политический имидж, отношение к работе, к труду, к коллегам.

Однажды в интервью Валентина Матвиенко сказала, что считает себя трудоголиком и «пахарем». Она строго спрашивает со своих коллег и сотрудников. Но при этом личным примером показывает им, как нужно работать и добиваться результатов. И она говорит: «Мне всегда больше всех надо». Она ставит для себя самые высокие планки и всегда находит выход из любой ситуации. И мое кредо такое же — работать много, серьезно и добиваться высоких результатов, ставить цели, идти к ним, достигать и ставить новые.

— У вас большой юридический опыт. Как вы считаете, какие навыки вам пригодятся на новом посту?

— Работая в другом государстве, нужно прежде всего знать его законодательство, в частности все юридические процедуры, тонкости. Важно и искусство выступать перед публикой, которое я практиковала довольно часто благодаря моей судебной практике. Уверена, что пригодятся навыки делового письма. Это специфический язык, который необходим в дипломатической работе. Знание психологии тоже будет нужно, ведь предстоит работать с разными людьми. Нужно к каждому найти подход, понять, разговаривать с теми, кто будет к нам обращаться, на одном языке.

Это, пожалуй, тот минимум, который необходим. Но главное, я считаю, у меня есть стремление принести максимальную пользу гражданам. Здесь, как мне кажется, мои устремления и возможности совпадают.

ДОСЬЕ

Ольга Макеева родилась 21 ноября 1974 года в Донецке. Окончила Донецкое музыкальное училище по специальности «учитель музыки в школе и музыкальный руководитель». С 1994 по 1996 год преподавала в школе музыку. В 2002 году окончила Донецкий национальный университет по специальности «юриспруденция».

До 2014 года работала руководителем юридической службы в коммерческих организациях и в государственной авиакомпании «Донбассаэро». В Народном совете ДНР занимала должность председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. С 10 октября 2015 года по 6 мая 2022 года была вице-спикером Народного совета ДНР. С 14 сентября по 19 ноября 2018 года занимала пост исполняющей обязанности председателя Народного совета ДНР. 6 мая 2022 года назначена послом ДНР в России.

ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИК

Конфликт на юго-востоке Украины, результатом которого стало провозглашение независимости республик Донбасса, начался после госпереворота 22 февраля 2014 года. 6 апреля 2014 года граждане, не согласные с политикой новых властей, блокировали здания Донецкой областной госадминистрации, управления Службы безопасности Украины в Луганске и еще несколько административных строений. На следующий день в Донецке образовался Республиканский народный совет, объявивший о суверенитете Донецкой Народной Республики. Провозглашение Луганской народной республики состоялось 27 апреля.

Референдум, определяющий статус республик, прошел 11 мая 2014 года. За самоопределение Донецкой республики было отдано 89,7 процента голосов, Луганской — 96,2. Государственный суверенитет ЛДНР провозгласили 12 мая, 14 мая приняли Конституцию ДНР, 18 мая Основной Закон появился у ЛНР. 24 мая автономии Донецка и Луганска объединились в Союз народных республик — Новороссию. 21 февраля 2022 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указы о признании ЛДНР.

amp-next-page separator