Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва

Чистый транспорт — чистый город: какие эконовации ждут москвичей

Общество

Москва занимает высокие позиции в рейтинге самых чистых столиц мира, и одна из составляющих этой чистоты — экологические новации и экологизация столичного транспорта. Причем любой человек может внести свой вклад в повышение комфорта жизни в городе.

Зеленые и здоровые улицы

Меня столько раз спрашивали, почему езжу на электричке, а не на автомобиле, словно в моем выборе транспорта есть что-то странное. Хотя почти во всех известных своей чистотой городах мира огромная часть жителей как раз предпочитает передвигаться на общественном транспорте или на велосипедах. Нервничать в пробке, дыша выхлопными газами, или промчаться с ветерком на электричке — для них выбор очевиден.

В Москве делается все для того, чтобы людям было легко и удобно передвигаться на общественном транспорте. Когда я первый раз увидела новые электробусы, то они показались мне техникой из фантастических фильмов. Электробусы не только бесшумные и маневренные, не сдерживаемые проводами и контактной сетью, но и выглядят очень современно и высокотехнологично. Светятся внутри электронной приборной панелью и другими инновационными, как сейчас модно говорить, гаджетами. Но главное: такой транспорт помогает сохранять чистоту города.

Согласно официальным данным Мосгортранса и сайта мэра Москвы, перевод наземного городского пассажирского транспорта на электротягу является частью обязательств, взятых на себя Москвой в рамках подписанной в 2019 году декларации «Зеленые и здоровые улицы», инициированной международным Партнерством городов в борьбе с изменением климата С40. В рамках этого соглашения Москва заявила о своих намерениях к 2032 году полностью заменить городской автобусный парк на электробусы.

По словам руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, электродвигатели и электротранспорт нельзя назвать универсальным будущим для всей нашей необъятной страны. У нас есть северные регионы, где такой тип транспорта, вероятно, будет малоэффективным. Но для Москвы такой вид транспорта видится действительно наиболее перспективным: потребность в снижении выбросов загрязняющих веществ для улучшения жизни населения и для природы все еще актуальна. При этом немоторизованная мобильность в холодные и слякотные зимние месяцы не может обеспечить достаточное количество передвижений, а потенциал улучшения экологических характеристик ДВС сдерживается высокой стоимостью необходимых технологий, которые к тому же невозможно быстро «нагнать» в технологическом плане. Электрический транспорт, в том числе, возможно, и водородный, видится перспективным во всем мире, и поэтому, вероятно (хотя я не являюсь экспертом в автомобилестроении), стоит обратить внимание на развитие именно этого вида транспорта для наших городов.

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский / Фото: Пресс-служба ДПиООС

Кроме того, для стимулирования использования электромобильной техники в Москве устанавливаются зарядные станции на территории платных городских парковок, отменена плата за размещение электромобилей на столичных объектах парковочного пространства. Для владельцев полностью электрических автомобилей до конца 2024 года был обнулен транспортный налог.

В Московской области, конечно, пока не так легко найти, где заряжать личный транспорт, но в столице с этим попроще.

Автобусы на водородном топливе

Главный эксперт по природоохранным технологиям ГПБУ «Мосэкомониторинг» Ольга Костенкова объясняет, в чем польза экологического курса в развитии транспортной сети:

Общественный транспорт экологичнее личного за счет того, что перевозит гораздо большее количество людей. Например, по экспертным оценкам, в 2019 году косвенные выбросы загрязняющих веществ при производстве электроэнергии, затраченной на эксплуатацию метрополитена, в расчете на одного пассажира оказались в двести раз меньше, чем выбросы на одного пассажира личного автотранспорта. Разница связана с массовостью и с тем, что метрополитен — электрический транспорт. Что касается электромобилей и электромотоциклов, то они лучше бензиновых и дизельных за счет отсутствия выбросов при эксплуатации. Косвенные выбросы — от производства электроэнергии — остаются, но в Москве они достаточно низкие за счет использования природного газа и постоянного повышения эффективности выработки энергии. Кроме того, эти выбросы происходят не на уровне дыхания людей, как в случае автомобилей на бензине и дизеле, а на высоте труб ТЭЦ, поэтому лучше рассеиваются, и воздействие их на людей и природу минимально.

Но ведь количество автомобилей в городе все равно растет, справедливо заметите вы. На самом деле рост снизился по сравнению с прошлыми годами, и зачастую визиты в автосалоны связаны с заменой старых автомобилей на новые, более безопасные. К тому же для нового городского транспорта установлены требования к высокому экологическому классу.

Пока разрабатываются все новые и новые технологии для более быстрой зарядки электробусов, появляются и новые виды транспорта. Слышали про водоробусы? Всего в мире используются чуть более 4000 водоробусов.

Современные водоробусы — это, по сути, вид электробусов, — продолжает Ольга Костенкова. — В них также стоит электрический двигатель, но в качестве источника энергии используется не электрическая батарея, а бак со сжиженным водородом и топливные элементы, в которых производится электрическая энергия. Сейчас один водоробус уже испытывается в Москве. Это экспериментальный вид транспорта. Большинство экспертов считают водоробусы перспективным видом транспорта, т. к. они способны обеспечить больший пробег на одну заправку по сравнению с электробусами. Однако для его массового внедрения нужно наладить экологичное производство водорода.

Было бы идеально заливать в бак воду и получать из нее водород, но пока это только планы. Правда, электробусы несколько лет назад тоже вызывали у скептиков вопросы, а сейчас это уже вполне «родной» городской вид транспорта.

amp-next-page separator