Махачкала зовет гостей: почему стоит поехать в удивительный город у Каспийского моря
Махачкала поражает сразу и навсегда — не покидает ощущение, что ты попал в совершенно другой мир, непонятный, загадочный. И хотя в ней почти нет старинных зданий, чувствуешь прикосновение к истории. Посещая главные достопримечательности города — Джума-мечеть, Петровский маяк, городской сад, Родопский бульвар, гору Тарки-Тау, — понимаешь, что главная ценность столицы Дагестана — жители. В городе нет туристов — только дорогие гости.
Поводом для путешествия в Дагестан стал межрегиональный фестиваль народного творчества Северо-Кавказского федерального округа «Кавказ — единая семья», который проходил в Махачкале уже в девятый раз. На праздник дружбы и мира нас пригласила Гильдия межэтнической журналистики. А о своем участии в форуме заявили творческие коллективы и народные мастера из Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики, Дагестана и Ставропольского края. Пропустить такое удивительное событие мы не могли.
— А у тебя виза есть? — спросила соседка, наблюдавшая за моими сборами. — А то, знаешь, очень сложно оперативно получить документ в другую страну. И надо тебе закачать переводчик, чтобы хоть «привет» и «спасибо» выучить.
— Дагестан — это Россия, где проживают более 30 народностей: аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы, агулы и многие другие. Исторически Дагестан — это Авария, Лакия, Кайтаг, Кумыкия, Табасаран. Поэтому там такое замечательное многообразие культур. И говорят в Дагестане на русском и на языках нахско-дагестанской, тюркской и персидской языковых семей, — блеснула я знаниями, складывая в чемодан желтые шорты и блузку без рукавов. — Там Каспий, жара, пляжи.
— А вот с открытой одеждой я бы не спешила. В Дагестане много мусульман. Необходимо узнать, как одеться туристам, — заметила моя собеседница.
Дресс-код для туристов
Столица Республики Дагестан Махачкала — город молодой, названный в 1921 году в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева. Сегодня Махачкала — самый большой город Северо-Кавказского федерального округа, культурный и экономический центр Дагестана, где проживают более 600 тысяч человек, многие из которых придерживаются скромности в поведении и одежде.
— Махачкала, как и другие большие города республики, не требует от туристов исполнения каких-то правил по внешнему виду, — рассказывает глава дагестанского отделения Гильдии межэтнической журналистики Гаджимурад Сагитов. — В горных аулах ситуация другая. Дело в том, что в Дагестане пока нет индустрии туризма — ее заменяет гостеприимство. И всех, кто появился в селении, местные жители считают не туристами, а добрыми гостями. А значит, отвечают за их безопасность, комфорт, поведение и внешний вид. Никто не сделает замечание гостю, а вот у человека (чаще всего это гид или экскурсовод), который привел его, обязательно поинтересуются, почему он не пояснил гостю, как себя вести и выглядеть. Это святая обязанность принимающей стороны.
В туристических городах, в том числе и в Махачкале, многие приехавшие спокойно гуляют в сарафанах и шортах, джинсах и мини-юбках. Местные жители не только привыкли к современным лукам, но и сами следуют моде, правда с учетом традиций: мужчины не открывают ноги, женщины — плечи, декольте и колени. Длинные юбки, блузки с рукавами до локтя, головные уборы. Говорят, дагестанки знают тысячу способов красиво повязать платок.
— Обязательства носить головной убор у наших женщин нет. Это сугубо личный выбор, — поясняет журналист дагестанского телевидения Патимат Магомедова. — У меня немало подруг, которые ходят покрытые, и тех, кто не любит платки и шарфы. Носить головные уборы было в традициях разных народов. Вот слово «опростоволоситься» связано с русским обычаем. Показаться на людях с непокрытой головой было стыдно, и никто не хотел позора.
Платки в Дагестане — это не только дань традициям, но и украшение женщины, ее защита. Ведь на открытом солнце можно быстро загореть, а это неблагоприятно сказывается на коже. О своей красоте дагестанки очень заботятся. На улицах, в кафе, магазинах огромное количество ухоженных и стильных женщин.
Рады всем
Туристки с покрытой головой вызывают у местных жителей неподдельную радость. Как говорится, проверено на себе.
— Такая сегодня жара. Пойдемте, я вас угощу квасом или чаем, — незнакомая пожилая женщина улыбается, делая приглашающий жест.
Гавхар Алханова в 1985 году была в Москве и до сих пор помнит ту удивительную поездку. Вскоре я сижу в кресле в уютной гостиной.
— Я вам любой могу заварить, как в лучшей чайхане, которую посещают только мужчины. Женщинам там быть не принято. А вы одна гуляете? В городе можно, а вот в горные селения лучше в сопровождении. Нет, никто не обидит. Просто не поймут, почему такое сокровище никто не охраняет. А открытая одежда вообще плохо — неуважение.
Женщина внимательно следит за моей реакцией, иногда прикасается рукой, чтобы смягчить свои слова — боится обидеть. А потом спохватывается — чай ведь обещала.
Чайная церемония
Чай и спешка в Дагестане не сочетаются. Чай можно пить весь день — из самовара на дровах. Заварить правильный чай дано не всем. Воду лучше брать из родника, а чайник надо снять за несколько секунд до закипания.
— Кипяток должен показать свою силу, но не бурлить, — поясняет хозяйка. — Иначе он просто испортит заварку, придется вылить. От такого чая ни пользы, ни удовольствия. Пить надо из стаканчиков — «армудов». А налить ароматный напиток нужно, оставляя место для губ — примерно один сантиметр от верхней грани.
Городские чайханы часто называют мужскими клубами. Еду в них не подают — только чай, причем из специальных «арабских» чайников-пирамид и с длинным тонким носиком. Дагестанский чай может быть черным или зеленым, с мятой, зверобоем, чабрецом, горной лавандой, дикими ягодами и шиповником. Вкусно и полезно!
Хинкал или хинкали?
В Махачкале гостям обязательно предложат хинкал. Посетители фестиваля «Кавказ — единая семья» не стали исключением. Я хотела отказаться — в Москве это блюдо можно попробовать в любом восточном ресторане — а хочется чего-то поистине народного.
— Вы точно никогда не ели хинкал, — смеется начальник Управления культуры администрации Махачкалы Фарид Абалаев. — Сейчас поймете разницу! У нас есть аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский хинкал. Сначала раскатывают тесто, режут ромбами, потом варят пять минут в кипящем мясном бульоне, а когда вынимают, прокалывают, чтобы хинкалы не сдувались. Подача хинкала — особенная у каждой хозяйки. Специально готовится уникальный соус. И конечно, вареное, сушеное мясо и колбаса.
— Есть легенда, что известный хирург Пирогов, частый персонаж кавказских баек, увидев хинкал, ужаснулся: «Очень тяжелое и вредное блюдо, как вы еще сохранили здоровье»,— рассказывает Фарид Абалаев. — Но, попробовав насыщенный, густой бульон с чесноком и травами, улыбнулся и добавил: «Все ясно, вы запиваете его лекарством».
Есть в ресторанах Махачкалы и кумыкский хинкал, тесто у которого тонкое. Блюдо скорее похоже на среднеазиатский бешбармак. Так или иначе, но посетить Дагестан и не попробовать хинкал — непростительная ошибка. А еще ошибкой может стать непосещение Сулакского каньона, который на 63 метра глубже, чем знаменитый Большой каньон Америки, и самого большого песчаного бархана на Земле — Сарыкума. До бархана от Махачкалы ехать 18 километров, до каньона — 100 километров.
Но достопримечательности стоят любого времени — налюбоваться на невероятный вид на горный хребет, сверкающую на глубине свыше 1,9 километра реку Сулак или полет огромных орлов невозможно. Впрочем, немало достопримечательностей и в самой Махачкале.
Белоснежная Джума-мечеть
Туристы, видевшие стамбульскую Голубую мечеть, сразу отметят сходство и не ошибутся — Джума-мечеть действительно построена по ее образу. Одно отличие — турки использовали голубые, а не белые изразцы. Белоснежные стены, арки, величественные колонны украшены изречениями из Корана и узорами. Просторные залы радуют чистотой и прохладой, а люстры из дамасского стекла наполняют их волшебным светом. Неожиданно для себя вы сможете провести здесь много времени, ощущая атмосферу покоя и умиротворения. Это самая большая мечеть России. Одновременно в ней могут находиться до 17 тысяч верующих.
Главная улица
Московский Арбат, казанская улица Баумана и махачкалинская улица Буйнакского облюбованы пешеходами. До революции она называлась Барятинской и была основным торговым местом города. Сейчас это излюбленная зона прогулок. Проходя вдоль дореволюционных особняков, можно дойти до исторического центра и городского пляжа.
Обязателен к посещению
На закате жители Махачкалы семьями приходят на городской пляж, чтобы проводить небесное светило. Небо над Каспием меняет цвет каждую секунду, а солнце, окунаясь в море, делает гладь воды розовой, оранжевой, пурпурной. Шумные малыши плещутся на мелководье, взрослые сидят на берегу, беседуя и угощаясь фруктами и овощами. Кстати, обязательно попробуйте дагестанские помидоры — вкуснее я нигде не ела.
— Наш Каспий уникален. Даже ученые до сих пор не знают, море это или озеро, — говорит Шамиль Исмаилов. Он с семьей постоянно приходит на городской пляж, чтобы пообщаться с приезжими, подсказать, что посмотреть на его прекрасной родине. — На Земле нет большего замкнутого водоема, чем Каспий. Это самое большое бессточное озеро (или море) образовано земной корой океанического типа. И такая красота есть только у нас, в Дагестане. А еще у нас есть действующий маяк.
Петровский маяк
Знаменитый маяк найти в Махачкале несложно. Он находится в Кировском районе, на улице Амирханова. Первый маяк в Петровской крепости построили в 1852 году на Тарковской горе. Он был самым значимым сооружением, но в 1866 году его перенесли. В начале XX века 27-метровый маяк раскрасили в красно-белый.
В 1912 году вместо масляных ламп установили керосино-калильные горелки, а в 1928 году и их заменили ацетиленовым освещением. Во время войны он был выключен, а вернулся в строй в 1990-е годы. В 2008 году маяк получил белый проблесковый огонь с видимостью до 24 миль. На автоматизированном маяке работает один-единственный сотрудник.
P.S. Обязательно обратите внимание на балконы в домах. Кажется, что каждый хозяин сам выбирал, какого размера он будет. Поэтому некоторые дома похожи на лоскутные одеяла. Поразят вас и винтовые лестницы, которые ведут на второй этаж домов, нигде я таких не видела.
ЛЕГЕНДЫ
Дагестан в переводе с тюркского «страна гор», поэтому горам и в легендах уготовано особое место. Сегодня в Дагестане говорят более чем на 30 языках, а виноваты в этом скалы. В незапамятные времена по миру ездил всадник, в мешках которого хранились языки. Приезжая в новую местность, он открывал мешок, доставал один-два языка и дарил местным жителям. И однажды он приехал на Кавказ.
Очарованный красотой природы, разнотравьем, воздухом, полетом орлов и журчанием горных родников, чистыми ликами дагестанских девушек и силой гордых горцев, он забыл об осторожности. Мешок соскользнул с седла, а когда герой наклонился, чтобы его поднять, конь рванул вперед, и зацепившийся о скалу мешок порвался. Разные языки рассыпались по горам, а ветер подхватил их, перемешал и разнес по городам, аулам, поселениям. Жители с уважением приняли дар и по сей день говорят на десятках языках.
ИСТОРИЯ
Благодатная прикаспийская территория всегда манила завоевателей. Гунны, персы, арабы и монголы мечтали осесть в этой местности. По преданию, до 723 года здесь находилась столица Хазарского каганата — город Семендер. Но первое поселение в этой местности, аул Тарки, упоминается в летописях VIII века. В Средневековье здесь закрепились кумыки. Они превратили аул Тарки в Тарковское шамхальство.
2 августа 1722 года во время Персидского похода в Тарки приехал Петр I. Шамхал Тарков выехал навстречу именитому гостю и с почтением преподнес царю ключи от города.А в 1844 году в честь этого события на холмистом взгорье Анжи-Арка заложили укрепление Петровское. Так появился Порт-Петровск. В 1921 году у города появилось новое имя — Махачкала.