29 октября 2017 года. Любительская сборная России по футболу с кубком чемпионов мира / Фото: Елизавета Кузненкова

Российские футболисты стали чемпионами мира

Спорт
Чемпионы мира — вот как ближайший год будут называть любительскую сборную России по футболу. На прошедшем в Гватемале первом чемпионате мира они обыграли всех.

В далекой и загадочной Гватемале соперники посматривали на нас свысока.

— И это вполне объяснимо, — говорит главный тренер сборной Дмитрий Смирнов. — Во-первых, мы впервые играли в таком формате (7 на 7, угловые подаются руками, а вместо пенальти бьются буллиты, как в хоккее — прим. «ВМ»). Во-вторых, это в Европе нас знают, как одних из фаворитов, а в Америку нас приглашали, не веря, что мы сможем сыграть сильно. В-третьих, страны-участницы чемпионата мира призвали под свои знамена в основном действующих профессионалов. Например, уругвайцы заявили Альваро Рекобу (известный футболист, чемпион Италии, дважды лучший футболист Уругвая — прим. «ВМ»). А мы привезли исключительно любителей, причем сделали ставку на молодежь.

Путь сборной к титулу сопровождался трудностями, как в хорошем боевике. Например, мы могли вообще не прилететь. Ведь любителям выбраться за границу также непросто, как обычному человеку. И с работы надо отпроситься, и с женой договориться, и визу получить.

— К тому же в любительском спорте всегда остро стоит проблема финансов, — рассказывает менеджер команды Артем Смирнов. — Мы же не спонсируемся никакими программами, а здесь еще усугублялось довольно-таки драконьими условиями авиакомпаний. Например, в виде невозвратных билетов.

Но в итоге команда, провисев кучу времени в воздухе, сделав три пересадки, добралась до Гватемалы и приготовилась вступить в битву.

Коста-риканский барьер

Латиноамериканцам было страшно. Сборная России в непривычном для себя формате, при 30-ти градусной жаре выиграла все три матча группы. Сначала разделалась с Эквадором (6:2), потом по буллитам переиграла Перу (0:0, 2:1) и уничтожила США (12:0).

Поэтому Коста-Рика, наш соперник по четвертьфиналу, отнеслась к России со всей серьезностью.

— Еще и организаторы сделали все, чтобы этот матч был сложным, — говорит Дмитрий Смирнов. — Мы должны были играть с Францией, готовились к ней, но в день матча узнали, что будем играть с Коста-Рикой. Вся подготовка полетела в пропасть. Потом организаторы не прислали автобус, и мы вообще оказались на грани дисквалификации. Попробуй потом объясни, что мы не приехали, потому как они сами транспорт не предоставили.

В местной деревушке сборники нашли какое-то подобие маршрутки. Двадцать человек втиснулись в десятиместный салон, и на стадион приехали с несгибающимися коленками. Размяться тоже толком не успели.

После первого тайма Россия «горела» 0:1.

Лирическое отступление

Сергей Иванов, термист проката и труб Оскольского электрометаллургического завода, занимался обычной, рутинной работой. Мыслями он был не здесь, а со сборной в Гватемале. Сам Иванов в окончательную заявку не попал. Но обиды не было. Молодой ведь, сколько еще впереди турниров.

В кармане спецовки завибрировал мобильник. Иванов посмотрел на дисплей — звонили из тренерского штаба сборной.

— Серега, привет­! Слушай, тут у нас Медведев не поедет на чемпионат мира. Сможешь завтра приехать в Москву, а потом еще на десять дней в Гватемалу?

Подарок судьбы

Во втором тайме пошла совсем другая игра. Уже через четыре минуты москвич Сергей Кутузов восстановил паритет в матче.

Команды обменивались острыми атаками, раз за разом выручали вратари. Особенно хорош был голкипер российской сборной Денис Коршиков. Порой казалось, что вот-вот и пропустим. Не пропустили. Россияне перетерпели и дождались своего шанса.

Очередной угловой прилетел прямо на голову нашему нападающему. Точный удар и — 2:1. Этого хватило, чтобы оформить путевку в четвертьфинал.

Победный гол забил Сергей Иванов!

Всех не убьют

Сборники стояли, обнявшись, и напряженно смотрели на поле. В плечо кому-то из игроков трогательно уткнулась пресс-атташе команды Лиза Кузенкова. Нервы уже не выдерживали у всех — позади осталось основное время с Мексикой, закончились овертаймы. Шла серия буллитов. Только что Денис Коршиков не реализовал свою попытку, и судьба матча оказалась в ногах мексиканского голкипера. Забивай, и Россия пролетит мимо финала.

… Полуфинальный матч был самым сложным на турнире. И обидным. Ведь мексиканцы сравнял счет за считанные секунды до конца — 2:2. В овертаймах маятник футбольный судьбы качался из стороны в сторону, забить могли и те, и другие. Россия к тому же дважды осталась в меньшинстве: удалили защитника Алексея Платухина и главного тренера Дмитрия Смирнова. Он был не очень доволен судейством и протянул арбитрам свои очки, чтобы лучше видели. Те обиделись.

— Интрига была закручена до предела: спорные удаления, овертаймы, буллиты, — вспоминает Артем Смирнов. — А еще — вольная трактовка футбольных правил. Например, за мексиканцев не должен был играть один из их лидеров, удаленный в предыдущем матче. Но он почему-то вышел.

Такие «хитрости» понятны. Организаторы очень хотели, чтобы в финале сыграли  Гватемала и Мексика. Мало того, что страны соседствуют друг с другом географически, так еще и почти все гватемальцы играют в чемпионатах Мексики. Возможно, из-за этой дружбы нашим соперникам многое прощалось, например, грязная игра. Такая, что главный тренер даже постеснялся рассказывать подробности.  

— Мы еще в самом начале чемпионата поняли, какое здесь судейство, поэтому предупредили ребят, чтобы не было никаких реакций, — говорит Дмитрий Смирнов. — Говорили, даже если вас будут убивать, терпите. Убьют одного, второго, третьего, а остальные до финала дойдут.

Наказ ребята выполнили и играли осторожно, на провокации не велись. Хотя вязкая игра, ливень, духота — все это отнимало много сил. Сорваться было легко.

— Матч с Мексикой получился даже сложнее чем финал, — рассказывает нападающий Сергей Кутузов. — Но мы были полностью в игре, нам не мешали ни удаления, ни погода.

… Коршиков исправился, отразив удар мексиканского вратаря. Теперь все зависело от Кутузова. Он решительно взял мяч и встал к точке. Россияне крепче обнялись и сжали кулаки. Лиза Кузенкова все также смотрела кому-то в плечо, нервно теребя свои длинные волосы.

Короткий разбег. Удар…

В финале Россию ждала Гватемала!

Мечта миллионов

— Ребята! Не обращайте внимание, что зрители болеют за ваших соперников. Для вас это то, к чему вы шли всю жизнь: сыграть на заполненном стадионе, при прямой трансляции. Получайте радость от каждой минуты. Потому что тысячи и сотни тысяч людей хотели бы оказаться на вашем месте. Но судьба выбрала вас. Соответствуйте.

Так говорил Дмитрий Смирнов этим летом перед победным финалом чемпионата Европы. Тогда в соперниках тоже были хозяева турнира, чехи. С похожими словами тренер обратился к игрокам и перед игрой с гватемальцами. Но ребята уже поймали кураж, в успехе никто не сомневался. Тем более к финалу у нас появилась внушительная поддержка в виде игроков из Бразилии, Аргентины и Уругвая. Они жили в одном отеле вместе с нашей командой, и успели проникнуться симпатией к русским «варягам».

После Мексики мы уже ничего не боялись. Создав себе задел в два мяча, Россия спокойно вела игру.

— Когда незадолго до финального свистка мы забили очередной гол в ворота гватемальцев и счет стал 4:2 в нашу пользу, внезапно стало очень тихо, как будто звук выключили, — вспоминает вице-капитан Александр Куксов. — Я даже подумал, что оглох.

Уже через минуту трель свистка вернула слух. Россия — чемпион мира!

Спасибо за трудности

Несмотря на все сложности, игровые и организационные, наша команда не в обиде ни на соперников, ни на устроителей турнира.

— Накладки, конечно, были, но это так называемая проблема роста, — уверен менеджер команды Артем Смирнов. — Во-первых, международная федерация IFA7  у гватемальцев молодая, во-вторых, чемпионат мира впервые проводят. А у нас богатый опыт организации турниров, поэтому мы все понимаем, сами через это проходили.

— А для русского характера так даже лучше, — говорит наставник сборной Дмитрий Смирнов. — Мы привыкли к трудностям, и когда все просто нам играть сложнее.

Кстати, у тренеров не принято выделять игроков своей команды. Но в этот раз Смирнов сделал исключение, назвав одним из героев чемпионата капитана Руслана Сафарова — второго вратаря, который большую часть времени провел… на скамейке запасных. Но его роль была куда значимее. Для молодых игроков он, опытный и уважаемый, стал дядькой-черномором, который помогал в трудные минуты.

— Его медаль едва ли не самая заслуженная, — говорит тренер. — Потому что когда человек играет меньше других, нельзя чтобы на скамейке сидел «кисель», это передалось бы другим. А Руслан был заряженным, помогал молодым, кому пинка отвешивал, кого наоборот подбадривал.

Сафаров стал еще и своеобразным талисманом этой команды. Перед каждым матчем он надевал капитанскую повязку и передавал ее вице-капитанам лишь после объявления стартового состава. Сам Сафаров говорит, что на самом деле он еще «молодой и перспективный», и вообще от своих заслуг всячески открещивается.

— Ребята сами красавцы, — уверен Руслан. — Тут не было звезд, но была жесткая дисциплина. Каждый понимал, что это шанс, каждому хотелось, чтобы о нем узнали. Тем более тренеры сказали, если будет успех, этот состав сохранится до следующего турнира. И ребята на самом деле профи до глубины души. Они на каждую игру выходили с горящими глазами.

Настрой был запредельный. Играли через боль, не смотря на травмы. Вколол обезболивающее — и вперед на поле.

— Мы приехали с желанием и без победы уезжать не собирались, — говорит Сергей Кутузов. Для него этот турнир стал первым в футболке сборной, и наш земляк сразу же заявил о себе, став лучшим бомбардиром команды.

И вновь продолжается бой

Чемпионам до сих пор приходят поздравления. Пишут даже те, кто лично игроков не знает. А Сафарова, например, поздравил его давний знакомец, известный футболист московского «Спартака» Артем Ребров. Успех любителей не остался незамеченным даже у профессионалов.

Но времени почивать на лаврах нет. Впереди новые подвиги — теперь надо постараться защитить сразу два титула — чемпионов мира и Европы.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator