Нападающие сборной СССР и ЦСКА, 1971 год (слева направо): Валерий Харламов, Борис Михайлов и Владимир Петров / Вячеслав Ун Да-син / Фотохроника ТАСС

Юбилей первого матча легендарной тройки Михайлов–Петров–Харламов

Спорт

30 октября 1968 года в Москве в матче чемпионата СССР между командами ЦСКА – «Торпедо» (Горький) впервые в составе армейцев на лед вышла тройка форвардов Борис Михайлов – Владимир Петров – Валерий Харламов.

Тот поединок, к удивлению для многих, армейцы проиграли в одну шайбу, при этом не огорчив соперника ни разу. «Да, у нас была очень сильная команда, — вспоминает ставший впоследствии одним из лучших форвардов мирового хоккея Борис Михайлов. — Ворота «Торпедо» защищал тогда один из лучших вратарей мира Виктор Коноваленко, он спасал свои ворота в, казалось бы, безнадежных ситуациях, сыграв, наверное, один из лучших матчей в карьере. Страшно представить, что с нашего первого матча прошло уже пятьдесят лет».

По словам Бориса Михайлова, перед матчем против «Торпедо» армейцы играли со «Звездой» в Чебаркуле. Как раз за эту команду выступали два армейца: нападающий Валерий Харламов и защитник Александр Гусев. Тогда был тридцатиградусный мороз, и фактически ЦСКА играл в две пятерки, а третья грелась. После того матча Харламова и Гусева вызвали в ЦСКА.

Помнится недавно после товарищеского матча, посвященного семидесятилетию со дня рождения Валерия Харламова, известный в прошлом защитник ЦСКА и сборной Советского Союза Владимир Лутченко сказал мне о том, что он счастлив, что играл с этими легендарными хоккеистами в одной команде и ни разу против них. А вот бывшие спартаковцы и динамовцы не раз мне говорили о том, что более сильной тройки им противостоять не приходилось.

«Великого Вениамина Александрова мы в команде называли уважительно — Дядя Веня. Он сломал тогда голеностоп, и выдающийся советский тренер Анатолий Владимирович Тарасов принял решение соединить нас вместе с Валерой Харламовым и Володей Петровым. С тех пор на протяжении тринадцати лет мы играли вместе», — вспоминает Борис Михайлов.

С каждым матчем эта тройка завоевывала все больший авторитет не только в Советском Союзе, но и за океаном. В Канаде смотрели на это звено, анализировали его игру, но все равно ничего не могли поделать с этими тремя хоккеистами. Между партнерами было идеальное взаимопонимание, и тогда говорили, что они понимают друг друга не с полуслова, а с полувзгляда или полубуквы. На своем дебютном чемпионате мира в Швеции тройка забросила 21 (!) шайбу.

Для того чтобы продлить хоккейную жизнь Анатолию Фирсову и Владимиру Викулову, Тарасов спустя некоторое время разбил становившуюся великой тройку. Спустя год Михайлов–Петров–Харламов вновь стали играть одной тройкой. Воссоединение было отмечено очередным чемпионским титулом сборной СССР, а также сотней заброшенных шайб командой (из них 43 было на счету этого звена) и 86 (!) очками этих форвардов за десять игр.

На фото экспозиция музея хоккейной славы, расположенного на территории спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» / Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Последним крупным турниром великой тройки стало выступление на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде. После того турнира Михайлов и Харламов покинули сборную, а Петров это сделал в 1981 году после очередного выигранного чемпионата мира.

Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов спустя некоторое время были введены в Зал славы международной федерации хоккея. Несколько раз вместе в одном звене сыграли сыновья легендарных хоккеистов — Андрей (а затем Егор), Максим и Александр.

amp-next-page separator