18-летняя спортсменка рассказала «ВМ» о том, как побеждает свои страхи, прыгая с шестом / Фото: Борис Бухтияров

Аксана Гатауллина: Исинбаеву я не боюсь

Спорт

Перед началом летнего сезона восходящая звезда российской легкой атлетики, многократная чемпионка Москвы 18-летняя Аксана Гатауллина рассказала «ВМ» о том, как побеждает свои страхи, прыгая с шестом на полметра ниже рекордсменки мира Елены Исинбаевой.

Яблоко от яблони

Аксане скоро 19 лет. С 10 лет она занимается легкой атлетикой в Москве. Последние четыре года тренируется под руководством отца — серебряного призера Олимпиады 1988 года Радиона Гатауллина и мамы — известной бегуньи Татьяны Решетниковой.

Достижение отца (6,02 метра) дочь вряд ли превзойдет, но всеми силами стремится стать лучшей в мире среди женщин и побить рекорд Елены Исинбаевой — 5,06, который великая прыгунья установила в 26 лет. До главного рекорда Аксане остались всего семь лет и 51 сантиметр.

«Приходится себя уговаривать»

— Аксана, признайтесь честно, вам страшно прыгать на тренировке такую высоту?

— Иногда — да. Но если я точно знаю, что нужно сделать перед прыжком, как правильно оттолкнуться и разбежаться, тогда не страшно. 

— А как вы боретесь со своим страхом?

— Нужно четко говорить себе, что делать, настраиваться на ритм прыжка и разбега. Я всегда так делаю. Приходится себя уговаривать, что ничего страшного нет. Мальчики, насколько я знаю, более бесстрашны, чем девочки.

«Все болит: руки, ноги, пресс»

— Что для вас самое сложное и трудное во время прыжка с шестом? 

— Когда нужно вынести правильно руки с шестом вперед и оттолкнуться как надо. Необходимо на финише разбега попасть концом шеста в ящик. Причем оттолкнуться от земли нужно чуточку раньше, чем ящик встретит шест.

— Какие мышцы чаще всего болят после прыжков?

— Все болит: руки, ноги, пресс. После прыжков долго отхожу. Устаешь сильнее, чем после любой работы, потому что просто прыгнуть не получится. Нужно приложить максимум физических усилий, вложить эмоцию в прыжок. Когда полностью контролируешь свои движения, ты не только хорошо взлетаешь, но и спасаешься от травм. Ведь падать с высоты — это больно, если приземлиться мимо мата.

«После падения врачи увезли на тележке»

— Часто падали с высоты?

— Два года назад с четырех метров упала тазом прямо на железный угол ящика. После падения врачи увезли меня на тележке. Я полежала немного, мне стало скучно, я встала и пошла. Все обошлось.

— Когда вам было 14 лет, вы собирались превзойти рекорд Елены Исинбаевой. Планы не изменились?

— Я буду пытаться выжать из себя все силы, весь свой максимум, чтобы подняться на свою вершину и стать как можно лучше. Все хотят быть рекордсменами. Все-все-все, что от меня зависит.

— В каком компоненте прыжка вам надо прибавить, чтобы добиться высоких результатов?

— Во всех. Пока понятия не имею, за счет чего могу прибавить в мастерстве. Буду тренироваться, а там как получится.

«Я обожаю чувство невесомости»

— На тренировку вы всегда идете с удовольствием?

— Всегда тяжело, но я без этого жить не могу. Зимой я получила травму — нерв воспалился на ноге, я не могла на нее наступить. Посоветовались с папой и решили пропускать зимнюю подготовку, но сдаться я не смогла. Проснулась ночью и рыдала. Видимо, прыгать — это моя потребность.

— В чем вы испытываете удовольствие от прыжка с шестом?

— Я обожаю чувство невесомости.

— В какой фазе прыжка оно возникает?

— Когда шест меня поднимает наверх. Я не в полной мере пока испытываю это чувство. Еще не попадаю в «большую дугу». Мне нравится падать с высоты, но падаю я пока недолго. Чем будет выше моя планка, тем падать станет еще интереснее. Завидую мальчикам: их шест швыряет в небо еще выше, чувство невесомости длится еще дольше. Жаль, что мужского парения я не смогу никогда испытать. Немного обидно.

«Боже, это так высоко»

— Во снах Исинбаева не грозит вам пальцем: меня ты никогда не превзойдешь?

— Нет. Я ее не боюсь. Мы с ней встречались, она мне очень понравилась. Неординарная личность, я ее уважаю. Мне непонятно, как она могла так часто летать за пять метров.

— А если завтра вам тренер скажет: прыгай 5,06…

— Попробую пяткой планку достать на этой высоте. И для этого мне придется увеличить разбег и взять самый жесткий шест. Это очень высоко. Это на 50 сантиметров выше моего рекорда. Да, я поднимала резинку даже на 6,17 метра — уровень мирового рекорда у мужчин. Боже, это так высоко.

«Мои друзья — коты-дворняжки Кузя и Мотя»

— Ваше любимое место в Москве?

— Манеж ЦСКА на Ленинградском проспекте. Я прыгаю тут с самого детства.

— Чем увлекаетесь помимо прыжков?

— В основном я тренируюсь, потом отдыхаю, потому что сил нет. Но если ко мне придет вдохновение, я снимаю на видеокамеру природу, двух наших домашних котов. Дворняжки Кузя и Мотя — мои друзья. Люблю петь. Недавно открыла для себя караоке.

СПРАВКА «ВМ»

Аксана Гатауллина родилась 17 июля в Москве. Отец и тренер — Радион Гатауллин — серебряный призер Олимпиады 1988 года, чемпион мира. Мама — известный спринтер Татьяна Решетникова.

Легкой атлетикой занимается с 10 лет. Прыжками с шестом — с 14. Мастер спорта международного класса. Многократная чемпионка Москвы. Рекордсменка России среди девушек (4,45 метра в 2017 году) и юниоров (4,55 метра в 2018 году). Рост 179 сантиметров, вес — 67 килограмм. Личный рекорд —  4,55 метра.

В 2018 году заняла второе место на чемпионате России среди взрослых в Казани. Учится в Московском государственном областном университете на факультете «Физическая культура».

На заметку

Радион Гатауллин:

— В конце мая в «Сокольниках», вероятно, дочь примет участие в первенстве Москвы среди юниоров до 23 лет. Главные ее старты летнего сезона — первенство Европы в Швеции среди юниоров (4–8 июля) и чемпионат России среди взрослых в Чебоксарах (24–27 июля). Посмотрим, удастся ли ей улучшить свой личный рекорд. С возрастом уровень мотивации у Аксаны только вырос, правда, желания не всегда совпадают с возможностями. Дочь это огорчает, а я говорю: надо набраться терпения.

amp-next-page separator