Курить Льву Яшину запрещало партбюро

Спорт
Легендарному вратарю Льву Яшину 22 октября исполнилось бы 85 лет. Наш корреспондент отправился в Чапаевский переулок, где на углу дома сталинской постройки висит памятная доска в честь Яшина и где до сих пор живет его супруга, вместе с которой мы решили вспомнить Льва Ивановича.

- Валентина Тимофеевна, как вам живется все эти годы после его ухода?

- Да уж 24 года прошло, постепенно свыклась, что его нет. Нормально живется. Помогала ставить на ноги сначала внуков (у нас от двух дочек внук и внучка), теперь одного правнука и двух правнучек. Ветераны часто звонят, «Динамо» не забывает, только что вернулась из Карловых Вар, по их путевке отдыхала. Корреспонденты вот одолевают...

- Лев Иванович прожил до обидного мало — всего 60 лет. Говорят, что всему виной курево. Никак нельзя было отучить его от этой вредной привычки?

- Папиросы — не главная причина. Это ведь только физкультура для здоровья, а большой спорт здоровье забирает. А у него еще с военных лет зародилась язва желудка. Он, когда еще в 15 лет на заводе работал, уже тогда отправлялся в Ессентуки лечиться от этой заразы. Сначала это было от плохого питания, а потом еще добавились нервы. А курил Лев Иванович всегда и в открытую, это ему помогало снимать стресс. Все как-то свыклись, не запрещал он ведь не полевой игрок — дыхалка не так важна.

Хотя, помню, как-то даже собрали в команде партбюро, где в повестке дня стояло: как запретить ему курить. Что-то говорили-говорили, а потом встал кто-то из Соловьевых: какой-то мы ерундой занимаемся, как можно ему запретить курево по партийной линии… Все поняли абсурдность и засмеялись и вопрос закрыли.

- В жизни Льва Ивановича было немало черных полос. Были ли у него настоящие друзья, которые, что называется, могли последнюю рубаху отдать?

- Из футболистов такими были Жора Рябов, Владимир Шабров. С Володей они еще вместе на заводе работали. А вообще по жизни у нас была компания из десяти семейных пар. Люди совершенно разные: тут и архитектор, и юрист, и инженер… И по праздникам встречались, и просто так. И не все они болели за «Динамо». Мужчины часто на рыбалку вместе ездили. Нет уже в живых никого — одни жены…

- Как Лев Иванович относился к своей славе?

- Никак. Хотя, думаю, ему в душе нравилось, что он узнаваем. Но он никогда ею не пользовался. Он свою славу каждым пропущенным голом придавливал. Они выиграют 2:1, все радуются, а он хмурый, дома после игры не спит, все мне рассказывает, что закрыт был игроками, не видел момента удара. И так после любой игры.

- В вашей квартире не раз бывали футбольные знаменитости. Как вы общались, как принимали при пустых-то магазинах в советское время?

- Да все было в Москве в магазинах, вот только очереди везде. И по знакомству, конечно, доставали продукты. Помню, как-то пришел Лев домой днем и говорит: «А сегодня к нам придет Франц Беккенбауэр». Франц тогда книгу писал о тех, с кем в сборной мира играл когда-то. Я: «Батюшки, что же ты раньше-то не сказал».Что делать? Звоню бывшему динамовцу Сергею Коршунову, он работал начальником транспортного цеха в Центре международной торговли, прошу выручить, заказать в ресторане несколько готовых блюд. Коршунов и привез разносолы. Я тогда впервые омара попробовала.

Франц еще просил баварского пива, вроде Коршунов его и купил две коробки, открыли — а там чешское. Нам неудобно, а Франц только рукой махнул. А когда он уехал, обнаружили, что во второй коробке — баварское. Бывал еще у нас Мишель Платини… Но там все было известно заранее, проблем не было. А со многими встречались не в квартире, а на приемах или в ресторанах.

- Почему вы выступали против фильма о Льве Ивановиче? Ведь вышел же фильм о Валерии Харламове «Легенда № 17» и, как считают многие, с успехом…

- Не знаю, какой там успех, зато знаю, что многим спорт сменам не понравилось. Я штук шесть сценариев прочитала про Яшина — такая ахинея. Сделали бы документальный фильм из всего того материала, который хранится в фондах — вот это была бы правда. А то как представлю, что артист начнет Льва играть, импровизировать, стараться делать это на потребу сегодняшнему зрителю, так вся правда жизни и уйдет. В той же «Легенде № 17» зачем-то голую женщину в сценарий ввели… Если хотите художественный фильм, снимайте просто про вратаря, но не надо аналогий с Яшиным. Кстати, Лев Иванович раз 20 смотрел «Вратаря республики», так ему этот фильм нравился своей добротой, юмором…

- Чьи это слова: «Яшин — знамя, которое свернули и в уголок поставили»?

- Левины. Это он про себя так сказал. Тогда пришел в Центральный совет «Динамо» руководить некий Богданов. Он как-то заревновал Леву к его славе. Стал придираться, вызвал его и начал говорить, что работать надо больше, а не разъезжать по приглашениям. Лев Иванович спрашивает: «По каким приглашениям?» А тот: «Да вот у меня весь ящик стола завален приглашениями на вас!» Лев ему: «Они же у вас, а я не хочу никуда ездить!» Богданов ему: «Так вы же наше знамя!» Вот Лев ему эти слова и сказал.

КОЛЛЕГА

Я не был ему соперником

Владимир Пильгуй, преемник Льва Яшина в «Динамо»:

- Чему научил меня Яшин? Отношению к людям, к славе, к работе. Я никогда не был его соперником, потому что он был основным. Приятно, что на прощальном матче против сборной мира именно мне он уступил свое место в воротах. Но перчатки свои он мне не передавал: у него же ладонь шире.

"ЗОЛОТОЙ МЯЧ" ДЛЯ ГЕНИЯ ФУТБОЛЬНОГО ПОЛЯ

Лев Иванович Яшин (1929-1990) — фигура для наших поклонников футбола культовая. Легендарный советский футбольный вратарь выступал за московское «Динамо» и сборную СССР.

Лев Яшин был олимпийским чемпионом 1956 года и чемпионом Европы 1960 года, пятикратным чемпионом СССР, заслуженным мастером спорта СССР (1957). В 1990 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. По версии ФИФА, Лев Иванович — лучший вратарь XX века. А еще он первый и единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч». Последний матч Лев Яшин провел 27 мая 1971 года. Ему было 42 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 интересных фактов из биографии Льва Яшина

Лев Яшин – комок совести

Колонка нашего обозревателя Сергея Емельянова

22 октября Льву Яшину могло бы исполниться 85. Но его уже почти четверть века нет с нами. Лев Иванович был обычным человеком своего советского поколения, которого судьба то баловала, то полоскала – будь здоров! В 21 год дебютировал в знаменитом «Динамо» и сразу так напортачил, что на три года был сослан в дубль. В 25 лет – чемпион страны и дебют в сборной СССР, в 27 – олимпийский чемпион, в 33 – едва ли не «враг народа» после чилийского чемпионата мира, в 34 – признан лучшим вратарем мира, в 42 года – начальник команды в «Динамо», в 46 – разжалован за развал «морально-воспитательной работы», в 55 – ему ампутировали левую ногу, а через некоторое время и правую, в 60 – дали звание Героя социалистического труда. За два дня до смерти… (читать далее)

amp-next-page separator