Анфиса Резцова: Господь поцеловал меня в макушку
- Анфиса Анатольевна, вот вы такая великая, а с вами так просто общаться. А к действующим спортсменам (футболистам, да и биатлонистам…) нынче на кривой козе не подъедешь. Почему?
- Может быть потому, что я с первого класса в каникулы, как и три брата, почтальоном вместе с мамой все лето работала. А может потому, что отец простой плотник, когда мне было 12 лет, отдал три свои месячные зарплаты (при многодетной-то семье!) за мои первые подержанные пластиковые лыжи. Ругался долго, но согласился купить! И потом эти 400 рублей я сама вернула – накопила с первых получек.
Наверное, правильно говорят, что нынче деньги спортсменов портят. Шальные деньги. С трудовых-то крыша никогда не поедет. Вообще для меня в человеческом плане идеал -прославленная лыжница Раиса Сметанина. Очень чистый по жизни человек.
- Слышал ваше выражение: «Господь меня поцеловал в макушку». Верите в то, что в этом мире все не просто так?
- Да это мои слова. Не скажу, что я набожная, но мне какие-то силы свыше помогают. Все-таки три золота на трех Олимпиадах – это редкость. А четыре дочки! И это после того, как в больших спортивных кабинетах меня перед олимпиадой в Калгари заставили сделать аборт. И Бог вознаградил меня дочерьми. А то, что с мужем Анатолием почти тридцать лет вместе – тоже счастье… Да и люди меня, вроде бы уважают.
- Кстати, про кабинеты. Вам в них еще досталось за венчание в церкви в 1895-м…
- Да мне то что. Я уже известной лыжницей была. Раз вызвали, поругали и все: иди бегай, прославляй родину. А вот на мужа наехали посерьезней. Как же: тренер-динамовец, при пограничном училище числился, комсомолец… Песочили – будь здоров! Он долгое время после этого был не выездным. Хотя на венчание я его почти силой уломала. Он в церкви чуть в обморок не упал.
- Вы в 1990-м году перешли из успешных для себя лыж в биатлон, где добились еще большего. А сейчас возможно такое?
- Перейти-то можно, а вот достичь такого результата сейчас вряд ли получится. Тогда женский биатлон еще только рождался и в лыжной подготовке девчата были, скажем так, туристками. Это давало мне фору. Я просто уловила момент.
- Во время Олимпиады в Сочи вы за кого больше болели: за наших лыжников или биатлонистов?
- Конечно, за биатлонистов. У меня же две дочери в биатлоне. Старшая Дарья (Виролайнен – прим.ред.) в сборной России, в прошлом году была в призах на Кубке мира. Но ей 25, и в этом возрасте нужно большего добиваться. Мягковата она для биатлона. Уравновешенность ей помогает в стрельбе, а вот в гонке нужно быть по-спортивному наглее. А Кристине 18 лет. Она в юниорской сборной, вот у нее мой характер. Посмотрим, что получится. Есть еще тринадцатилетняя Василиса, но она пока занимается лыжами, а шестилетняя Маша больше любит коньки.
- Наша сборная вам нравится?
- Сложно судить. Там все меняется после Прохорова с Кущенко. От прежних управленцев осталось немало негатива. Они все-таки из игрового вида спорта пришли и это сказывалось. Да и деньгами народ развратили. Атмосфера была такая – денежно-политическая. Пихлеру вот поставили задачу добиться быстрых успехов. Тот и загнал девчат. Он использовал нашу советскую методику, но объем тренировочной работы увеличил с 4000 километров до 6000 в год. Это ненормально. И как вообще можно додуматься ставить во главе российской сборной немца. Это при таком-то количестве олимпийских чемпионов у нас!
- Что с вашим магазином лыжного снаряжения? Говорят, закрылся?
- Четырнадцать лет назад мы с мужем все призовые вложили в него, но недавно действительно закрыли. Во-первых, место не бойкое, никакая реклама не помогала, а, во-вторых, стоимость аренды стала неподъемной. Да и рынок нынче спортивными товарами перенасыщен…
- Скоро ваш юбилей. Признайтесь, ждете подарков-сюрпризов?
- Вот уж нет. Я никогда ни от кого не ждала подарков. Все сама, сама…Впрочем, один раз меня сильно удивили. Во время олимпиады в Сочи какой-то мужчина подошел ко мне, признался, что поклонник, что восхищен мной. И давай выспрашивать, чтобы я хотела получить в подарок. Я отнекивалась, а потом сказала для смеху, чтоб как-то закрыть тему: «Телевизор». Возвращаюсь в Москву, звонок в дверь. Стоит посланец от него с большущей охапкой цветов и огроменной плазмой… Не скрою, приятно было.
- Что в вас может слезу вышибить?
- Не знаю. Разве что, когда на улице шестилетняя дочь и семилетний внук Даниэль одновременно начинают мне кричать. Она: мама, а он: бабушка. Прохожие недоуменно оглядываются, а мне и приятно, и неудобно, и смешно…