Стивен Сигал: главный прием айкидо — поклон сопернику
За кулисами сцены Университета физкультуры, где и проходил Фестиваль в честь 10-летия со дня создания Национального совета Айкидо России, стоят группы в кимоно. Команды прибыли со всех федеральных округов страны – от Дальнего Востока до Северо-запада. Те, кто еще не отпадал на сцене подготовленную программу, сосредоточены и молчаливы. Те, кто уже продемонстрировал публике свои умения, расслабленно обсуждают идущую демонстрацию.
- Знаешь, как его по-нашему зовут? Станислав Федорович Чайка! - объясняет один из приехавших из региона айкидока другому. –Почему? Потому что Стивен Федерик Сигал («Сигал» с английского значит Чайка).
- Нет, ты видел, как он котэ гаеши* провел?! Высочайше! – комментирует показательное выступление Стивена Сигала наш 30-летний атлет с черным поясом на кимоно.
А в зале свои разговоры.
- Я видела, он на черном «Бентли» с женой и сыном приехал, - судачат две девушки во втором ряду.
- Что за жена?
- Ох, красотка, вообще-то… Минуту, - девушка углубляется секунд на 10 в интернет на планшете и выдает. – С 2001 года женат на Батсухийн Эрдэнэтуяа, профессиональной танцовщице, уроженке Монголии, от которой имеет сына Кунзана.
- Он же по одной бабушке - с Владивостока, а по другой линии – из Азии, - разговор дам далее не дослушиваю, начинается шоу.
Фестиваль по счету юбилейный, десятый. Президент Национального совета айкидо России мастер 4 дана Сергей Кириенко рассказал со сцены, что благодаря тому, что айкидо официально признано министерством спорта России, стало намного легче развивать эту дисциплину в стране.
А по окончании фестиваля Кириенко (генеральный директор Госкорпорации по атомной энергии «Росатом») в беседе с прессой пояснил, что сам пришел в айкидо в 30-летнем возрасте, попробовав до этого каратэ и дзюдо.
- Айкидо - единственный вид боевого искусства, в котором не проводятся традиционные соревнования, - сказал мастер. - Со временем, я в этом убежден, любой человек, занимающийся боевыми искусствами, начинает понимать, что основной противник живет внутри него самого. Главное это не победа и самоутверждение, а преодоление своих слабостей, своих страхов, своей боли. Кроме того, отсутствие соревнований дает айкидо преимущество в том, что его развитие безгранично. Нет никаких сдерживающих рамок, в том, числе и возрастного предела. Этим видом боевого искусства можно заниматься всю жизнь.
На экране над сценой мелькают короткие видеовизитки округов – Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Южного, Северо-Кавказского… Интересный момент: в Сибири в официальных Федерациях айкидо занимается более 5 тысяч человек, на юге страны – свыше 4 тысяч, в Приволжском округе – 13 тысяч, в центральном – 12 тысяч. На Северном Кавказе, правда, мало – всего 1,5 тысячи айкидок. Москва одна стоит целого округа – в столице айкидо выбрали более 5 тысяч человек. А начиналось все в МГУ в середине 70-ых. Как сказал голос за кадром видеоролика о Москве, «столица объединяет, создает и направляет многие направления» – и, естественно, не только в спорте.
Выступления айкидо команд чередуют презентации атлетов других направлений единоборств– ушу, сумо, карате кекусин.
Ушуисты – словно поток бурной реки. Сумо – будто движущиеся друг на друга горы и молнии. Кекусин – словно пронзающие все на своем пути железные люди. У каждого направления своя суть. Некоторые великие мастера утверждают, что на высших ступенях совершенства в единоборствах границы между стилями стираются. Так ли это, спросил я у Стивена Сигала.
- Границы на высших ступенях во многом стираются, но не полностью, - ответил корреспонденту «ВМ» знаменитый сенсей. – У каждого стиля своя традиция, своя душа. И они сохраняются на протяжении всего пути человека в боевом искусстве, они не могут подменять друг друга.
Если кекусин (с японского – «высшая истина») закаливает атлета так, чтобы он преодолевал любые преграды, то айкидо (с японского – «путь к гармонии духа») учит не сходится в бою кость на кость, а мягко, почти любя, «уговорить» нападающего отказаться от нападения - сопроводить противника до точки падения (и в конце все же выполнить болевой прием, свернув нехорошему человеку суставы набекрень).
К слову о жесткости – все черные пояса кекусин, вышедшие на сцену, - девушки, пять красавиц из Москвы, которые недурно овладели искусством тамэсивари - разбивают руками 5-сантиметровые деревянные бруски и принимают телом удары наотмаш 3-метровых досок. В айкидо же команды получились смешанные, но в основном - мужчины. Не меркнет в голове вопрос - куда из мира утекает женская податливость, мягкость и куда утекает мужское открытое проявление силы? Если бы я преподавал жесткое единоборство, то для женщин создал бы специальную программу – без мужских аспектов. Поскольку Бог создал мужчин и женщин разными, и не стоит смешивать то, что должно быть самоценным.
- Зовите меня «царь», - шутит при знакомстве самый пожилой айкидока Фестиваля, 75-летний участник сборной команды Федерации айкидо России Иван Васильевич Бормотов. – Я с самбо начинал, затем 35 лет занимался кекусин карате, и вот теперь в силу возраста пришел к Айкидо. Мой стаж в нем 7 лет... Я с Сигалом сейчас говорил. Он мне: «Как дела?» Я говорю «окей». В общем сошлись знатоки иностранных языков… А вы тоже занимаетесь? – отвечаю айкидеду «да». – Ни за что не бросайте, единоборства даст вам все лучшее, что есть в жизни!
Показательное выступление Сигала оказалось коротким. Работал, кстати, преимущественно одной рукой. Противник подбежал, он – оп – взял кистью за запястье, отошел в сторону и перевернул парня. И так – три минуты филигранного чуда. Затем пошел вместе с Сергеем Кириенко вручать награды - национальную премию «Торнадо», и объявил личную благодарность президента России за развитие айкидо в стране Игорю Костюкевичу – исполнительному директору Национального Совета айкидо.
[IMG=]
- Господин Сигал, что в айкидо главное? – спросил корреспондент «ВМ»
- Основатель О-сенсей Уесиба сказал ученикам, что главное в айкидо – это поклон противнику. И это истина. Сегодня боевые искусства – это общий язык, на котором говорят люди разных стран. И этот язык – путь, идя по которому, мы помогаем друг другу не побеждать друг друга, а самосовершенствоваться, делать мир лучше. Это суть нашего искусства.
СПРАВКА
Котэ гаеши - бросок поворотом запястья наружу, выполняется даже одной рукой.