Одна из научных лабораторий в парке им. Горького. Маленький Почемучка занят химическим процессом изготовления вкусного мороженного. Чем-то похоже на кодовство любимого героя Гарри Поттера. / Фото: «Вечерняя Москва», Александр Казаков

Детские головоломки, которые приводят в большую науку

Технологии

Первое открытие, которое я сделал: в Парке Горького давно уже нет качелей-каруселей, зато прямо на лужайке перед обсерваторией Политехнический музей развернул мобильные Научные лаборатории, в которых детям от мала до велика молодые ученые преподали ряд увлекательных мастер-классов.

Как же это делается?

Лаборатория по решению математических головоломок была одной из самых популярных. Хотя, судя по сосредоточенным лицам детей и их родителей, не каждому удавалось найти решение.

— Головоломки — это не только интересно, но в первую очередь познавательно и очень полезно, — сказал ведущий мастер-класса. — Их решение позволяет преодолевать шаблоны и выходить за рамки стереотипов, развивать исследовательские способности, логическое и пространственное мышление. Головоломки — один из лучших способов сочетания обучения с развлечением. Когда человек начинает играть в головоломки, он становится независимым исследователем. Ведь, как правило, каждая из них требует своего подхода, новой методики исследования. Вот, например, простая головоломка по снятию кольца с этой конструкции. Для взрослого все очевидно, а ребенка она может поставить в тупик. Но включив пространственное мышление, он начинает размышлять, вырабатывать стратегию, тактику.

И в итоге распутает-таки кольцо. Правда, раздавшийся из уст одной мамаши вздох: «Не могу понять, как это делается» показал, что ученые из Политеха тоже ошибаются. И не все взрослые с легкостью могут справиться даже с простой детской задачкой.

Глеб предпочитает «Ниссан»

На мастер-классе Детского центра автомобильного дизайна ребятам выдавали гофрокартон, клей, ножницы и предлагали создать объемную модель грузовика для путешествий. Тему придумали работники музея, а вот проектирование машины доверили детям. Кто-то с задачей справился за полчаса, а кто-то так увлекся, что не заметил, как прошло полдня. Среди таких оказался и 8-летний Глеб Рубель, клеивший автомобиль для путешествий. По его признанию, его любимый автомобиль — «Ниссан», потому как и мама, и папа ездят на нем. Авто у второклассника получилась знатное. Может, опыт помог. Как-то тетя подарила Глебу железный конструктор, из которого он с успехом и собрал машинку.

Гоша, налей девочке спирта!

Возле лаборатории по химии «Будущий парфюмер» стоял характерный аромат. Этот мастер-класс давал возможность подросткам не только получить представление о различных ароматических веществах, но и приготовить самим духи. Как пояснил ведущий парфюмер, простите, специалист Политехнического музея Денис Жилин, дети, в основном девчонки, с воодушевлением принялись создавать ароматы, колдуя над собственным «Шанель № 5».

— Гоша, налей девочке спирта! — такой приказ периодически отдавал своему помощнику руководитель мастер-класса. Кстати, многие юные парфюмеры при приготовлении духов столкнулись с открытием: оказывается, если смешать два приятных на запах ингредиента, результат может оказаться неожиданным. В качестве бонуса этого мастер-класса предлагалось каждому создателю эксклюзивного аромата забрать «пробник» домой.

Крэкс, пэкс, фэкс!

А вот лаборатория по изготовлению мороженого выглядела волшебно. Здесь что-то бурлило, дымило и шипело. Кажется, стоит сказать магическое «Крэкс, пэкс, фэкс!» — и ведьма на метле полетит. На самом деле никакого колдовского зелья здесь не создавали. Девчонки и мальчишки при помощи жидкого азота и сухого льда химичили над приготовлением мороженого. Опыты с холодом помогли создать еще вспыхивающие опилки и дым без огня. Было весело и немного страшно.

Поехали!

Химико-физический мастер-класс был посвящен реактивному движению и предлагал детям запустить в небо вакуумную ракету. Заодно понять принцип ее работы, а также попробовать себя в изготовлении химических реактивных двигателей, способных сдвинуть с места небольшой картонный автомобиль, собранный на соседней полянке.

Подарю звезду, но в другой раз

Увы, но провести астрономические наблюдения Солнца с выводом результатов на экран около обсерватории и обсуждения их с реальным астрономом не позволила погода — весь день небо было затянуто тучами, накрапывал дождь. Хотя счастье было так близко, а обсерватория совсем рядом. Но, как обещают организаторы из Политеха, полюбоваться звездами при помощи телескопов можно будет в следующие субботы.

Царица-математика

На экскурсии «Математика вокруг» ребята прошли по аллеям парка. Цель похода — увидеть вокруг объекты, связанные с математикой. Увидеть в архитектуре, технике, живой природе… Причем ребятам не пришлось разбираться со сложными моделями и абстракциями. Все они просто шли, рассматривали и искали вокруг явные проявления математики: параболические и гиперболические формы, золотое сечение, угадывали форму цепей Крымского моста. Самым увлеченным поступило предложение решить задачи на кружковых занятиях в КЦ ЗИЛ.

Села батарейка?

Не каждый взрослый знает, что любой фрукт или овощ может стать основой для создания батарейки. На мастерклассе «Фруктогенератор» ребята именно этим и занимались. Всем желающим предлагалось сделать из картофелины батарейку, подсоединив затем ее к общей батарее. Когда картофелин набралось достаточное количество — о чудо! Зазвучало радио, закрутился электромотор и загорелась светодиодная лента.

Следующие мобильные Научные лаборатории Политехнического музея в Парке Горького будут работать 14, 21 и 28 сентября с 12.00 до 22.00 у обсерватории. Подробности на сайте.    

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Комиссаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы:

— Если детям с юного возраста не прививать интерес к науке, то вряд ли они ею увлекутся, став взрослыми. На подобных же нескучных занятиях можно узнать, что такое золотое сечение и как получать электричество из картошки. Осенью Политехнический музей обещает еще много интересного в Культурном центре ЗИЛа.

Мы, конечно же, будем поддерживать инициативы музея. Правительство оказывает помощь науке и тем, кто ее продвигает в нашем городе.

У нас есть программы по поддержке молодых ученых, по популяризации науки среди студентов. В Москве работает научное кафе, финансируемое столичной властью, в котором лучшие студенты могут послушать лекции известных профессоров страны и мира, познакомиться с известными практиками. Каждый год совместно с МГУ мы проводим Фестиваль науки. Сейчас вот решили поддержать Научные лаборатории Политеха, рассчитанные на самых юных горожан. Проектов у нас, слава богу, много, а в нашем городе немало умных и талантливых людей, хочется, чтобы они смогли эти таланты реализовать.

Иван Боганцев, руководитель дирекции образовательных программ Политехнического музея:

— Политехнический музей реализует множество образовательных программ для детей, а поскольку в связи с реконструкцией мы лишились исторического здания, музей ищет новые площадки для воплощения задумок. С октября в Культурном центре «ЗИЛ» заработают Научные лаборатории. Это будет целый комплекс занимательных мероприятий, рассчитанных как на школьные группы, так и на кружковое, разовое посещение. Мы будем предлагать ребятам собрать динозавра из костей или выплавить оловянных солдатиков. Так как ничего подобного раньше музей не делал, часть экспериментов решили протестировать на небольших площадках.

Парк Горького стал одним из таких мест. Научные пикнички для детей позволят понять, как выстроить занятия, чтобы они были увлекательными.

amp-next-page separator