Вся история педагогики теперь доступна на одном сайте
Научная педагогическая электронная библиотека (НПЭБ) — постоянно пополняемый сетевой ресурс, предназначенный для преподавателей, студентов, аспирантов и ученых в области психолого-педагогических наук. Представленные материалы будут также востребованы широким кругом читателей, интересующихся вопросами образования и воспитания.В НПЭБ представлены труды классиков педагогики и психологии, современные исследования, учебно-методическая литература для школ и вузов, периодические издания, авторефераты диссертаций и др. издания; в перспективе будут включены и мультимедийные материалы. Вся информация находится в свободном сетевом доступе, который можно осуществлять не только с персональных компьютеров, но и с мобильных устройств и гаджетов.
Накануне презентации Первой научной электронной библиотеки «Вечерка» встретилась с одним из ее создателей - заведующим лабораторией развития информационных технологий НПБ им. К. Д. Ушинского, кандидатом технических наук Константином Вигурским.
- Константин Владимирович, скажите, как, вообще возникла идея создания электронной педагогической библиотеки?
- Когда работаешь в библиотеке имени К. Д. Ушинского, то сам Бог велит этим заниматься. Кроме того, у нас уже был достаточно большой опыт подготовки электронных библиотек. В частности мы сделали и уже много лет ведем фундаментальную электронную библиотеку «Русская литература и фольклор». Так что хотелось этот опыт направить и в иное тематическое русло.
Что касается педагогики и психологии, то серьезных, научных электронных библиотек по этим направлениям, кажется, нет. Да, конечно, существуют материалы в электронной форме, есть сайты с подобной тематикой, библиотеки «в помощь учащимся» и многое другое, но во всем этом нет никакой системности. Тем более нет ни одного сайта, на котором была бы собрана классические работы по педагогике, по ее истории. Так что мы решили исправить это упущение.
- Но все ведь все равно не соберешь?
В нашей Научной педагогической электронной библиотеке собирается не все подряд. Идет определенный отбор материалов. Конечно, охватить все и сразу – это утопия. Над библиотекой русской литературы мы работаем больше десяти лет, а края не видно. Здесь что-то похожее. Сейчас наша главная задача – сбор материала и представление его в электронной библиотеке. Все направлено на то, чтобы постоянно расширять и пополнять информационный фонд. И если нас спросят: «А почему нет вот этого», то мы можем ответить лишь одно: потому что нельзя объять необъятное. Если «вот этого» нет сегодня, то будет завтра. Или послезавтра.
- А кто расставляет приоритеты? Кто решает, какие материалы должны пополнить НПЭБ в первую очередь?
- Для координации действий электронной библиотеки создан специальный редакционный совет, в который входят ведущие специалисты в области педагогики, академики РАО. Решающее слово за ними. Сейчас, на момент открытия будет представлено свыше 500 изданий – это десятки тысяч страниц. Да и в «заначке» у нас скопилось примерно столько же. Что будет дальше, известно одному Господу Богу, но мы продолжим интенсивно наполнять библиотеку, чтобы читатель мог активно работать с имеющимся материалом.
- Вы ожидаете большой приток читателей?
- Это сложный вопрос. Слишком много изначальных факторов, таких как правильная реклама и раскрутка. Самое главное, чтобы об этой электронной библиотеке узнали. Понравится или нет – другой вопрос. Важно, чтобы человек хоть раз зашел, посмотрел и сделал вывод, нужно это ему или нет. Потенциальная аудитория огромна, но должно пройти время, пока информация дойдет до тех, кому это может быть интересно. Какое именно время сказать трудно, но минимум год. Но я абсолютно убежден, что ресурс будет востребован. Он объективно нужен.
- На Западе подобные ресурсы работают на платной основе. Почему у вас все бесплатно?
- На Западе тоже не все так монетизировано, как может показаться. И там много библиотек, функционирующих вполне бесплатно. Возможно, с отдельными ограничениями, но отнюдь не только денежными. Наша библиотека будет бесплатной. Я и мои коллеги убеждены, что это социально значимый, научно-образовательный проект, поэтому информация здесь должна распространяться свободно. Это наше научное и культурное достояние, которое должно быть доступно. Если заявить о таком проекте, а потом потребовать деньги, то это будет контреклама и котнрпропоганда. К сожалению, и образовательный, и культурный уровень нашей страны не слишком радужный, так что кому-то надо сеять доброе и вечное.
- Но ведь, чтобы поднять такой проект, нужны финансы, а гранты имеют свойство заканчиваться…
- Я не коммерсант и не очень хорошо представляю себе финансовую модель подобной библиотеки. Так что вопрос не совсем по адресу. Но мы ищем спонсоров, убеждаем, просим. Наша задача объяснить, насколько наш проект важен. Сейчас, понимая значимость проекта, в финансировании нам помогает Российская академия образования. Что же касается отношений с пользователями, то мы стараемся дать все, что им может быть нужно. Ввести плату – это самое легкое, а вот продумать последствия этого шага непросто. Мир меняется, рынок меняется, отношения людей, законы - все меняется, но каждый должен заниматься своим делом. Мы делаем библиотеку. Если нам скажут, как все это коммерциализировать, мы скажем спасибо. Но я считаю, что этот ресурс должен быть бесплатным.
- НПЭБ будет одним из разделов сайта библиотеки Ушинского?
- Мы долго думали, как это все реализовывать. И изначально проект имел совсем другой вид. Электронная библиотека была гораздо более насыщена функциональными возможностями, контент был организован по-другому. Но в прошлом году мы пришли к коллегиальному решению создать несколько информационных систем. Каждая из них будет занимать свою нишу и отвечать за определенную область. НПЭБ – одна из этих областей. Так уже создается электронный вариант научного архива Российской академии образования. Это будет самостоятельная, вполне законченная, развивающаяся система. Такой портальный подход. Электронная библиотека, возможно, самая важная часть этого портала, но все-таки только одна из нескольких. А объединит всё новый сайт библиотеки Ушинского. Кроме того, наш проект является составной частью межакадемического проекта «Научное наследие России», начатого несколько лет назад.
- Через ваши руки за время работы над электронной библиотекой прошло множество книг. Среди них появились «любимцы»?
- Нет. Есть книги, которые мне более или менее интересны. Я с удовольствием смотрю издание трудов Бецкова и Екатерины II, это очень любопытно. Крайне увлекательны ломоносовские материалы по педагогике, работы Льва Толстого, история морского кадетского корпуса…
- Скажите, а какие самые старые издания войдут в НПЭБ?
- Например, букварь 1694 года Кариона Истомина. Он уже лежит в свободном доступе. Есть издания XVIII и XIX веков. Кто-то может подумать: «К чему такая древность?». Но вы знаете, далеко не все утратило свою значимость, хотя не все это понимают. Имеет смысл посмотреть, какие задач решались, например, сто лет назад. В то время ведь шли большие дискуссии о самоуправлении в школе, о роли ученика, о детских садах. Думаю, любой мало-мальски слушающий и читающий человек поймет, насколько это актуально и сейчас. Проигнорировать эти дискуссии и размышления нельзя. Конечно, и грабель, и лбов у нас много – наступать можно до бесконечности, но, может, лучше все-таки посмотреть и ознакомиться? Неглупые ведь люди писали…