1970 год, на сцене — Александр Ведерников в роли Ивана Сусанина. / Фото: РИА «Новости»

Где ловили рыбу для патриарха и как «Царя» заменила «Русь»

Технологии
21 февраля — Международный день родного языка. Учрежденный ЮНЕСКО, он призван защищать языковое и культурное многообразие.

Дело нужное — только в нашей стране ЮНЕСКО признала 136 языков находящимися под угрозой исчезновения. А в мире насчитали и вовсе 6 тысяч. Это тревожное напоминание о том, что язык свой надо и любить, и оберегать, и защищать. Всегда и везде.

1814 год.

В Москве открыли Патриаршие пруды. Сложно представить, но факт — когдато на их месте были болота.

В начале XVII века в этом районе обустроили резиденцию патриарха Гермогена, болота начали осушать и вырыли три пруда. Это были не просто водоемы для красоты — в них разводили рыбу для патриаршего стола. Водится ли какаято рыбешка в оставшемся единственном пруду сейчас, доподлинно неизвестно.

Но не за это любят москвичи Патриаршие, не за это...

1848 год.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс опубликовали «Манифест коммунистической партии». Авторы провозглашают гибель капитализма от его могильщика пролетариата. Манифест венчают слова «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Французский романист Альфонс де Ламартин писал, что утопии часто оказываются лишь преждевременно высказанными истинами. Может быть. Но в данном случае пролетариат подкачал.

1918 год.

Михаил Пришвин пишет: «В чем же оказалась наша самая большая беда? Конечно, в поругании святынь народных: не важно, что снаряд сделал дыру в Успенском соборе — это легко заделать. А беда в том духе, который направил пушку на Успенский собор.

Раз он посягнул на это, ему ничего не стоит посягнуть и на личность человеческую». Шел 1918-й, страшный год…

1939 год.

В Большом театре впервые за годы советской власти исполнена опера Глинки «Жизнь за царя», вышедшая под названием «Иван Сусанин». Версия «Иван Сусанин» отличается от «Жизни за царя». «Иван Сусанин» был выдержан в духе советской идеологии, в текстах «Царь» предупредительно заменили на «Русь». Забытая в советское время, оригинальная опера вернулась на сцену опять-таки Большого уже в эпоху перестройки, ровно 25 лет назад.

amp-next-page separator