Георгий Гречко: Из-за позиции НАСА совместная программа по полету на Марс может не состояться

Технологии
В среду Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) заявило, что приостановило сотрудничество с Россией в связи с ситуацией на Украине. В то же время в NASA намерены продолжать совместную работу с Роскосмосом по обеспечению безопасной и бесперебойной работы Международной космической станции.

О том, насколько такой демарш затронет российскую космонавтику, нужны ли в принципе России отношения с НАСА, есть ли смысл в работе Международной космической станции и о многом другом в интервью «ВМ» рассказал легендарный космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко.

- Нужны ли России взаимоотношения с НАСА?

- Я считаю, что нужны, потому что все-таки у них выделяются большие деньги на космос, у них есть достижения в науке, которых у нас пока нет. Хотя, по некоторым позициям мы все же держимся на высоте. Сейчас есть много интересных планов в космосе. Самый-самый важный проект, который хотелось реализовать, и делать его нужно только совместно, – это полет на Марс. Этот полет одной стране не под силу, да и глупо было бы одной стране этим заниматься. Чтобы на «красную» планету отдельно летел наш корабль, американский, китайский. Безусловно, это должен быть совместный проект, ведь худо-бедно все-таки сейчас какие-то вопросы полета на Марс еще решаются, хотя он отложен до 2030 год. Но если взаимоотношения будут прекращены, то и в 2030 не полетим. Мне, человеку, который с детства мечтал о полетах в космос, жалко, что так получилось.

- Американцы говорят, что намерены продолжать совместную работу по Международной космической станции.

- Бюджет НАСА во много раз больше бюджета российского космического агентства, а то, что они сказали о продолжении сотрудничества на Международной космической станции… Понимаете, для меня, как для ученого, очень много лет непонятно, зачем эксплуатируется МКС. Ведь на этой громадине, если взять КПД научных экспериментов, это КПД старого паровоза. Комиссия конгресса США рассматривала вопрос о том, что пилотируемая программа требует много денег, а по перспективности очень мала по сравнению с беспилотными аппаратами. Они рассматривали вопрос о закрытии пилотируемуой программы. Однако вопреки всему приняли решение продолжить полеты на МКС до 2024 года. Как ученому, мне это непонятно. С одной стороны, программа малоэффективная, дорогая, с другой стороны - программу продлили.

- И в чем подвох?

- Я посмотрел документ, где написано, почему продлили. Там очень хитро написано, но смысл в том, что МКС позволяет концентрировать космическую деятельность, где главенствует США. Я говорил еще 15 лет назад, что они кнутом и пряником заставили многие страны отказаться от национальных программ, в частности, утопить нашу станцию МИР. Всех согнали на МКС, где мало эффективности, но основной постулат, что на МКС главенствует Америка и вокруг нее концентрируются другие.

- Но у них пока нет своих кораблей, чтобы доставлять туда космонавтов.

- У американцев нет своего космического корабля, и на станцию они летают на наших кораблях. Вроде бы мы можем гордиться, но… Ведь получается, что мы просто возим людей на работу. Причем возим на корабле, который сделали в 60-70-х годах прошлого века, он устарел дальше некуда. У нас есть планы сделать другой корабль, но они все время меняются: то он с крыльями должен быть, то без крыльев. Американцы же сейчас делают всепогодный многоцелевой корабль «Орион». Это как в шахматах, иногда нужно пожертвовать фигуру, чтобы выиграть партию. Пройдет несколько лет, и мы со своим останемся у разбитого корыта. Сейчас мы их возим на своем старом корабле, это позволяет нам производить старый корабль, в будущем это приведет к тому, что мы с ним и останемся. Хотят закрыть все программы, кроме МКС, то есть той, где они главные. Мы там держимся да еще извозчиками работаем. У меня печальное к этому отношение.

amp-next-page separator