Это был взгляд человека, для которого точность – одно из главных мерил / Фото: http://lpcs.math.msu.su

Владимир Успенский: великий популяризатор науки и ученый широкого профиля

Технологии
В среду, 27 июня, ушел из жизни математик, лингвист и профессор Московского государственного университета имени Ломоносова Владимир Успенский. Его коллеги рассказали «ВМ», какой большой вклад Успенский внес в развитие точных и гуманитарных наук.

Математик Дмитрий Лебедев признается, что новость о смерти Владимира Андреевича его огорчила и ошарашила.

– Успенский был человеком очень широкого профиля. Он был известен не только своими математическими трудами, но и работами по литературе, – поделился Лебедев. – Он написал много отличных книг, сборники стихов, которые даже звучали в кино, и многое другое.

По его словам, профессор внес огромный вклад в развитие механико-математического факультета МГУ и всего вуза. Именно ему университет во многом обязан той атмосфере, которая в нем царит.

Кроме того, Владимир Успенский был ярким энтузиастом. Он отстаивал идею, что русский язык и математику должен преподавать один и тот же человек, а также доносил мысль, что математика – это интересный предмет, а вовсе не скучная и нудная работа для твердолобых ученых.

Фотографии 1986 года, когда Владимир Андреевич был лектором Летней школы и конференции по математической логике, посвященной 80-летию со дня рождения Курта Гёделя (школа проводилась со 24 сентября по 4 октября в курорте «Дружба» на берегу Чёрного моря). Прислал Димитр Скордев. / Фото: http://lpcs.math.msu.su

– Я читал его пятитомник «Труды по нематематике». Один том я прочитал от корки до корки. А вообще Успенский написал много книг по литературе и лингвистике. Они очень интересные, я всем рекомендую их прочитать, – говорит Дмитрий Лебедев.  

В свою очередь, ученый-лингвист Максим Кронгауз также отмечает, что Владимир Андреевич Успенский не умещался в рамках одной науки.

– Он написал совсем немного работ по лингвистике, но все они были очень яркие. В них проявлялся особый взгляд на язык, – рассказывает Кронгауз.

Фотографии 1986 года, когда Владимир Андреевич был лектором Летней школы и конференции по математической логике, посвященной 80-летию со дня рождения Курта Гёделя (школа проводилась со 24 сентября по 4 октября в курорте «Дружба» на берегу Чёрного моря). Прислал Димитр Скордев. / Фото: http://lpcs.math.msu.su

По его словам, Владимир Андреевич был человеком с особым мнением о языке, с зорким взглядом и трепетным отношением к точности.

– Это был взгляд человека, для которого точность – одно из главных мерил. В сочетании с характерной для него парадоксальностью Успенский написал несколько очень ярких статей, – продолжает лингвист, добавив, что профессор необычно профессионально, точно и неожиданно писал о совершенно разных вещах.

– Неожиданность, пожалуй, – очень важное свойство его текстов, – сказал Кронгауз. – Его безусловный вклад в гуманитарную науку заключается не только в том, что он писал гуманитарные статьи. Этим самым гуманитариям он доступным языком рассказывал, что такое математика и зачем она нужна людям.

Владимир Успенский оставил мемуары о научной работе и жизни в мире ученых / Фото: http://lpcs.math.msu.su

Лингвист также отмечает, что Владимир Успенский был мемуаристом. В своих публикациях он поделился воспоминаниями о научной работе и жизни в мире ученых.

– И эти воспоминания настолько точны и уникальны, что историки по ним смогут в будущем восстанавливать события, описанные в то время, когда он жил, – подчеркнул Кронгауз. – Все эти труды написал очень зоркий, чрезвычайно точный человек, он учел даты всех событий, все нужные детали.

amp-next-page separator