Компрометирующие факты, как фотографии встреч небедных любовников, привлекали и будут привлекать охотников до чужих денег / Фото: https://pixabay.com/ru

Что такое «Интернет вещей» и почему его стоит бояться

Технологии
Умные вещи превратились в главную угрозу Интернета. С таким заявлением выступил на днях один из его отцов. Каких подвохов ждать от стремительно мудреющих кастрюль, кофеварок и утюгов, разбиралась «Вечерка».

Очередного страха на web-сообщество нагнал Винтон Серф, американский программист и создатель одного из старейших базовых интернет-протоколов. По его словам, уже чуть ли не завтра сеть столкнется с величайшим вызовом, который бросят ей общающиеся между собой предметы. Речь — о так называемом Интернете вещей (Internet of Things или просто IoT), новой стадии развития всемирной паутины, на которой в интернет выходят (и обмениваются друг с другом информацией) не только люди, но и вещи. Сегодня таких бездушных, но болтливых пользователей по всему миру около миллиарда. Смарт-часы и фитнес-браслеты, холодильники и кофеварки, чайники и пылесосы, стиралки, микроволновки, мультиварки, музыкальные колонки, куртки, автомобили — кто только не умничает сейчас в Сети.

А еще ведь есть камеры видеонаблюдения, уличные светофоры, распределительные склады, промышленные производства и масса другой небытовой серьезки. Не говоря уж про очевидные смартфоны, планшеты и прочие специализированные девайсы. Собственно, «Интернетом людей» сеть перестала быть еще в далеком 2008 году — именно тогда количество подключенных к ней устройств превысило количество всех обитателей планеты, гаджеты начали вовсю взаимодействовать друг с другом, и старый добрый Web окончательно превратился в «Интернет вещей». По некоторым прогнозам, в следующем году в нем будет тусоваться уже 26 миллиардов устройств.

Москва, если что, тоже активно готовится к экспансии. В прошлом году она стала первым российским городом, где начали строить сеть для «Интернета вещей», причем сразу в гибридном варианте — на основе аж двух технологических стандартов. Плюс к этому сотовые операторы принялись тестировать симки для работы в IoT. А в этом году в городе планируют развернуть тестовую зону 5G — в отличие от существующих мобильных технологий 3G и 4G, к такой сети можно подключить миллион устройств на квадратный километр (для сравнения: 4G потянет только 100 тысяч). И вот все эти жуткие миллионы, уверен Серф, в потенциале несут угрозу нам всем.

Иду на вы!

Войной на человечество кастрюльки, конечно, не пойдут, но жизнь могут подпортить изрядно. Особенно если им в этом помогут какие-нибудь нехорошие двуногие.

— Главная проблема IoT в том, что сейчас это огромный зоопарк самых разных устройств, — объясняет специалист компании Dr.Web Александр Вураско. — Единых стандартов безопасности для них до сих пор нет, всякие рабочие группы собираются уже много лет, но воз и ныне там. В итоге подход производителей к этому вопросу может быть самым разным — от здоровой паранойи до полного разгильдяйства. Хакеры, естественно, активно этим пользуются и уже насоздавали целые категории вредоносных программ, «заточенных» именно на устройства «Интернета вещей».

Одна из первых таких атак была зафиксирована в 2014 году. Цифровое войско, сформированное из 450 тысяч «бойцов» (на минуточку, численность наполеоновской армии, напавшей на Россию), имело в своем составе не только зараженные ПК и ноутбуки, но и «умные» телевизоры, медиацентры и холодильники общим количеством 100 тысяч единиц. За неделю военных действий вся эта орда разослала около 750 тысяч спам-писем, причем четверть статистики обеспечили именно предметы обихода.

— В 2016-м большого шума наделал ботнет Mirai (ботнет — сеть из зараженных устройств. — «ВМ»), напавший на сайт известного специалиста по IT-безопасности Брайана Кребса, — вспоминает Александр. — Хакеры, обидевшись на него за что-то, смогли в короткие сроки инфицировать сотни тысяч «умных» видеокамер по всему миру (они были либо не запаролены, либо там стоял пароль по умолчанию, так что ботнет замечательно автоматически распространялся). И все эти сотни тысяч камер начали в один момент посылать запросы на сайт Кребса. Объем трафика был настолько гигантским, что только привлеченные Кребсом мощности «Гугла» смогли отразить эту атаку. Но даже после того как создателей ботнета задержали, контроль над ним перехватили другие, и, дописанный и модифицированный, он благополучно функционирует и поныне.

Способны, естественно, утюги-скороварки и на менее масштабные пакости. Могут, например, перехватывать и отправлять на сторону данные (пароли, переписку, банковские реквизиты и прочее), подменять нормальные сайты вредоносными клонами, отключать в «умном» доме электричество, затапливать соседей, следить за происходящим в квартире, играть с климатической системой (скажем, выкрутить на максимум термостат или выставить на кондиционере режим «Зима в Антарктиде») — в общем, вредить, на сколько фантазии хватит.

Что делать? Либо тотально игнорировать прогресс в одной отдельно взятой квартире (городе или государстве), либо растить в себе параноика.

— Устройства IoT сейчас выпускают кто во что горазд, — объясняет эксперт. — У каких-то предусмотрена возможность легкого обновления, у каких-то вообще ее нет, то есть изначальные косяки и уязвимости останутся там пожизненно (тут мы опять выходим на вопрос стандартизации).

Но даже когда прошивку в «умных» вещах обновить можно, это почти всегда остается на совести пользователя. А он, как правило, ленив и нелюбопытен… В огромном числе случаев устройства заражаются из-за того, что там установлен стандартный пароль, который люди даже не думают менять. А ведь если заменить его на нестандартный и трудно вскрываемый, уже одно это значительно повысит безопасность.

Тихий стук

Да, подключенные к интернету «умные» устройства могут собирать и анализировать информацию и на ее основе облегчать вам жизнь. Холодильник, обнаружив, что в нем больше нет молока, закажет и оплатит его доставку; будильник, поняв, что вы проснулись, даст знать кофеварке, что пора готовить капучино; климат-контроль, как только за вами закроется дверь, понизит температуру в квартире, чтобы сэкономить деньги за ЖКУ… Но собираемая информация облегчит жизнь и совершенно неизвестным вам людям.

Весной прошлого года американский IT-аналитик Кашмир Хилл провела эксперимент. Натаскав себе в дом почти два десятка «умных» вещей — от зубной щетки до кровати, — она подключила их к Интернету через самодельный роутер, с помощью которого ее знакомый инженер мог отслеживать, какую информацию «сливает» на сторону весь этот хайтек-зверинец.

В 1926 году Никола Тесла в интервью журналу Collier’s предсказал, что радио «станет большим мозгом и будет помещаться в кармане» / Фото: https://pixabay.com/ru

Проблемы начались уже при установке. Для управления резко «поумневшей» квартирой Кашмире пришлось не только скачать на смартфон около сотни приложений, чтобы контролировать 18 новых гаджетов, но и завести для каждого из них отдельный аккаунт. Все два месяца, что шел эксперимент, женщине пришлось любоваться кучей проводов и удлинителей, которые не только мозолили глаза, но и усложняли уборку в ее однушке. Потом выяснилось, что устройства разных производителей не всегда готовы контачить друг с другом, а постоянное автообновление периодически вносило путаницу в ее картину мира, так как одни функции у гаджета могли внезапно исчезнуть, а другие — появиться.

Виртуознее всего играли на нервах кофеварка и «умная» кровать. Кофеварка требовала к себе обращения по имени, которое поутру не очень-то и вспомнишь, а кровать была призвана контролировать качество сна, но ее ежеутреннее «Вы упустили свою цель — у вас низкое качество сна» выбешивало Кашмиру почище проводов и спесивого кофейника.

Ну а теперь, собственно, о сливе. Напарник Хилл (тот самый инженер) все это время был прекрасно осведомлен о том, когда приходит и уходит ее семья, когда засыпает и когда просыпается, какие ТВ-программы и фильмы и как часто смотрит. Когда все уехали в отпуск на неделю, это тоже было видно — по резко сократившемуся потоку данных. Напарник даже знал, когда Хилл чистила зубы, так как щетка выдавала в эфир данные о своем местоположении.

И не она одна: все установленные Кашмирой гаджеты ежедневно отправляли информацию (часть ее была зашифрована, поэтому нельзя было понять, какую именно) третьим лицам. Рекорд же недержания установила голосовая колонка Amazon Echo, которая «стучала» на хозяйку каждые три минуты, независимо от того, использовали ее или нет.

Итог всех стараний — практически полный отказ от «умных» вещей и четкое понимание того, что если ты становишься владельцем какой-то из них, то производитель становится владельцем информации о тебе.

Все обойдется

Означает ли это, что, наигравшись с новой игрушкой под названием «умный дом», человечество в итоге вернется к менее продвинутой действительности? Вряд ли. Ведь технологии не только совершенствуются, но и удешевляются, а плюсы IoT очевидны: тут тебе и удобство, и экономия времени, и энергоэффективность, и избавление от рутины, и много чего еще.

— Не думаю, что будет массовое отторжение, — говорит Александр Вураско. — Страхи и опасения сопровождают появление любых новаций. Когда по улицам поехали первые автомобили, в Англии издали закон, по которому перед каждым из них должен был идти человек с флагом, чтобы оповещать окружающих о движении машины. Когда появились железные дороги, люди боялись, что от бешеной скорости в 20 километров в час люди будут сходить с ума, а коровы, которые пасутся вдоль дорог, поумирают на месте. Но все, как видите, обошлось...

Не стоит забывать и про то, что регион региону рознь, считает член правления Лиги безопасного интернета Денис Давыдов:

— Мы сейчас действительно стоим на пороге технологического переворота.

Но я бы призвал каждого из читателей «ВМ» просто посмотреть на свое жилище или на жилище своих соседей. Этого хватит, чтобы понять, что существование обычной российской семьи вряд ли резко и кардинально изменится. Упомянутые IT-пророки страшно далеки не только от нашего, но и от своего американского народа. Жизнь в технологически продвинутой Кремниевой долине очень отличается от жизни где-нибудь в Техасе. На внедрение этих технологий потребуются десятилетия. У нас в стране есть масса мест, где еще и Интернета-то нет, и свет с перебоями, и чайники греют дровами или газом. Так что к тому времени, когда «умные» вещи придут в эти дома, производители, думаю, уже решат как вопросы совместимости, так и вопросы безопасности.

А еще нас спасет наша жажда жизни:

— Людям всегда хватало мозгов контролировать технологии, чтобы они им особенно не досаждали, — уверен футуролог Владимир Босник, главный технический консультант проекта Futura.ru. — Многие пророчат, что «умные» вещи сделают нас ленивыми и нелюбопытными, но я так не считаю. Все-таки это больше вопрос воспитания и образования. Конечно, мир меняется, и человеческая физиология не успевает за всем этим, но человек — вид живучий — и не к такому приспосабливался.

СДЕЛАНО У НАС

Animo — «умная» кормушка. Удаленно кормит домашнего питомца, который не сможет ее перехитрить: Animo выдает установленную порцию еды строго по часам. Управляется через смартфон.

Smart Desk — интерактивный стол. Есть подставки для еды, сенсорный экран, камеры, колонки. Подстраивается под сидящего, анализируя степень освещенности, шума, положения и осанки человека.

«Лесной Дозор» — сеть по предотвращению пожаров, состоящая из тепловизоров и видеокамер. Контролирует площадь в 30 квадратных километров, сливая данные в программы анализа, оперативно предупреждает дежурных о возгорании.

Х-turion («Икстурион») — мобильный робот для мониторинга жилья. С помощью кучи встроенных датчиков (температуры, влажности, дыма, протечек, освещенности, загрязненности и т. д.) следит за благополучием дома. Сам объезжает помещения, сверяясь с картой жилища (карту тоже составляет сам), на которую нанесены эталонные параметры среды. Умеет распознавать голос, лица и жесты.

СПРАВКА

В 1926 году Никола Тесла в интервью журналу Collier’s предсказал, что радио «станет большим мозгом и будет помещаться в кармане». В начале 80-х программисты университета Карнеги Мелон подключили к Интернету автомат с газировкой, чтобы проверять, не вставая с места, работает ли он и не закончилась ли вода. Концепцию и термин IoT предложил в 1999 году сотрудник MIT Кевин Эштон.

amp-next-page separator