Там леший бродит

Технологии
Русские сказки на поверку далеко не всегда вымысел, а их персонажи порой настолько реальны, что их можно встретить в Москве. Наши герои убедились в этом на своем опыте.

Искусствовед Антон Васильев (фамилия изменена по его просьбе. — «ВМ») никогда не интересовался паранормальными явлениями, не верил в мистику. Однако в 2015 году в один вечер его материализм дал трещину.

— Я возвращался домой из гостей, шел через парк обычной дорогой. Было это 7 июля, около одиннадцати вечера, — вспоминает Антон. — Остановился закурить и увидел это существо. Сначала подумал — собака в кустах сидит, но тут оно выпрямилось. Это был карлик, мне по пояс, бородатый, лысый, с седыми бакенбардами. Он посмотрел на меня, а потом перебежал мне дорогу и убежал в лес.

Тогда Антон просто удивился, страха не было. Страх пришел чуть позже, ночью.

— Я долго не мог уснуть, — рассказывает мужчина. — Что-то не давало покоя. По какому-то наитию взял с полки первую попавшуюся книгу — недавно купленный альбом с картинами Врубеля — и стал бездумно листать. На 25-й странице я увидел его — существо, которое встретил в парке.

Это была картина Михаила Врубеля «Пан». На ней художник изобразил на фоне ночных берез собственно пана — греческое лесное божество. Лесного царя. Понашему, стало быть, лешего.

— Лицо один в один как на картине, — говорит Антон. — До сих пор, как вспомню, дрожь пробирает. Больше я ничего такого не встречал. Но по ночам в парке стараюсь не ходить.

Конечно, над словами Антона можно и посмеяться, дескать, воображение разыгралось. Но леший привиделся мужчине не абы где, а в Терлецком лесопарке района Перово.

РОДНЫЕ КОСТИ

Перово сейчас мало чем отличается от других спальных районов Москвы: похожие друг на друга многоэтажки, торговые центры, скверы. А в XVI веке здесь стояло село Тетеревники, где жили великокняжеские охотники на птицу. Отсюда, собственно, и пошло название местности — Перово. Однако славилось Перово не только охотниками: испокон веков за ним закрепилась слава родового гнезда леших.

В 1732 году императрица Анна Иоанновна пожаловала село Перово в собственность государственному деятелю Якову Брюсу, сподвижнику Петра I. Будучи ученым, Брюс имел у сельчан славу чернокнижника. Он планировал обосноваться в Перове и стал было перевозить туда лаборатории, но вдруг передумал и уехал в усадьбу в Глинках (неподалеку от станции Монино в Подмосковье). После его смерти в 1735 году в народе стали поговаривать, что колдун Брюс повздорил с перовским лешим, за что тот наслал на чернокнижника порчу да и умертвил.

На картине древнегреческий дух лесов изображен на фоне русских берез — типичный леший Соратника императора Петра I, ученого Якова Брюса, в народе считавшегося чернокнижником  / Фото: фрагмент картины Михаила Врубеля «Пан» (1899 год)

В сборнике «Пословицы русского народа», который в 1859 году составил Владимир Даль, есть прелюбопытнейшая поговорка: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской (...кости)». Вероятно, под «родительской костью» следует понимать родительский дом, а может быть, и родовой склеп. По одной из версий, именно в Перове была вотчина леших, а уже оттуда они расселялись по всей России.

ПОЧТИ БЕЗОБИДНЫ

В наше время модно видеть НЛО, встречать снежного человека, вампиров. оборотней. Налицо промывка мозгов в масс-медиа — насмотревшись зарубежной фантастики, и не таких кинг-конгов можно увидать. О наших же народных сказочных персонажах на фоне этого почти забыли. А зря. По мнению директора Музея магии Москвы, медиума, парапсихолога Алексея Амрита, русская нечисть никуда не исчезла, просто затаилась.

— Лешие и прочие сказочные персонажи более чем реальны, — рассказал «ВМ» Амрит. — В разных культурах они называются по-разному, но суть не меняется — потусторонний мир везде един. Живут эти существа обычно вдали от людей, но и в городах встречаются — обитают там, где тихо, есть деревья и люди не очень часто появляются.

Алексей уверен: теоретически сказочных существ можно встретить в любом лесопарке Москвы, но показаться на глаза человеку или нет — они решают сами.

— Иногда делают это просто из баловства, а порой могут и от беды предостеречь, — говорит парапсихолог. — Сам я живу в Филях, возле парка. Здесь тоже можно встретить и нечисть, но вижу я их все реже. Они не выносят шума и постепенно кочуют из больших городов туда, где еще есть девственная природа. Да и вообще в наше время не они угроза людям, а люди для них — самая большая беда...

Судя по количеству народных легенд и преданий, встречи людей со сказочными существами в старину случались куда чаще.

— Потому и видели их в старину часто, что верили в них, — говорит Алексей Амрит. — В магии ведь как: во что веришь, то и сбывается. Только вот люди в наше время ни во что уже не верят...

Выходит, времена, когда воочию можно увидеть тех, сказки о ком мы читали еще в детстве, проходят: не жалует нечистая нашего неверующего брата. Хотя, может, это и к лучшему…

КСТАТИ

Через нынешний Терлецкий лесопарк в Перове, примерно там, где сейчас шоссе Энтузиастов, пролегал Владимирский тракт, печально известный тем, что по нему с XVI века гнали каторжников в Сибирь. По легенде, там по сей день бродит призрак Душегубца — каторжанина, умершего на этапе без покаяния и погребения.

amp-next-page separator