В Институте космических исследований РАН усомнились в возможности создания конкурента SpaceX Фото: Роскосмос

В Институте космических исследований РАН усомнились в возможности создания конкурента SpaceX

Технологии

Частная компания «Международные транспортные космические системы» в сотрудничестве с «Роскосмосом» займется разработкой многоразового космического корабля. Данный проект может стать аналогом грузового корабля Dragon компании SpaceX, генеральным директором которой является миллиардер Илон Маск.

Согласно данным проекта, беспилотный грузовой корабль будет способен доставить на орбиту полезный груз общей массой до двух тонн, а обратно на Землю — ровно половину от этого веса. По предварительной информации, расчетная стоимость одного запуска и посадки аппарата составит 9,846 миллиона долларов. А за десять лет его использования получится заработать порядка 500 миллионов долларов. Это будет первый отечественный многоразовый беспилотный грузовой космический корабль.

Как рассказал «Вечерней Москве» ведущий научный сотрудник отдела Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, главной задачей разработки является снижение стоимости запуска.

— У другого отечественного беспилотного грузового космического корабля «Прогресс» приблизительно такой же показатель грузоподъемности на орбиту, как и у нового: две тонны. При этом стоимость запуска первого равна приблизительно 50 миллионам долларов. Разница в пять раз по сравнению с новой разработкой, — отметил Эйсмонт.

Он подчеркнул, что это вызывает удивление. В эту сумму также должен входить и носитель, которого под данные запросы сейчас практически не существует.

— Можно предположить, что есть «Рокот». Это военная ракета, приспособленная для использования в мирных целях. Ее запускают достаточно редко, в основном для коммерческих целей, на солнечно-синхронную орбиту. Но, насколько мне известно, запас ракет «Рокот» подходит к концу, а возобновлять производство в дальнейшем не собираются, — подчеркнул эксперт.

Он также выразил сомнение, что проект будет полностью реализован до 2024 года.

— Это неоправданный оптимизм. Если смотреть на сроки как на реалистичные, то сразу нужно признать, что реализация проекта в столь короткие сроки маловероятна, — поделился Эйсмонт.

Стоимость цикла запуска и возврата аппарата, по его мнению, тоже вызывает сомнения.

— Допустим, наблюдается некое уменьшение массы полезной нагрузки (МПН). Но ведь снижение МПН не ведет к снижению цены. Если масса уменьшилась в два раза, это не значит, что цена запуска уменьшится в два раза. Максимум может снизиться на 20 процентов. Звучит, конечно, все это очень привлекательно, но трудно с уверенностью говорить о том, в какой мере это реализуемо, — подчеркнул ведущий научный сотрудник ИКИ РАН.

Читайте также: Имена землян отправят на Марс