«Сухой», Ту-214 и МС-21: эксперты оценили российские самолеты, которые составят авиапарк «Аэрофлота»
Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» планирует заказать 300 самолетов отечественного производства. Речь идет о лайнерах Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), МС-21 и Ту-214. «Вечерняя Москва» попросила экспертов оценить их.
По данным «Ведомостей», компания «Аэрофлот» собирается заказать указанные самолеты у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в структуру Ростеха. Предполагается, что большая часть заказа придется на современные SSJ-100 и МС-21, меньшая — на Ту-214.
Ту-214
Визитная карточка самолета:
- разработчик — ПАО «Туполев»;
- первый полет — 1996 год;
- пассажировместимость — 210 человек;
- дальность полета — 6500 километров;
- максимальная скорость — 850 километров в час;
- произведено единиц — 89.
Самолет Ту-214 является обновленной модификацией среднемагистрального Ту-204, который был разработан еще в СССР. Серийное производство коммерческой версии Ту-214 прекратили в 2010 году. Однако в апреле 2022 года было принято решение возобновить производство. В Ростехе заявили о планах построить порядка 70 самолетов этой модели до 2030 года.
В беседе с «ВМ» эксперт по авиационному транспорту, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что Ту-214 по своим характеристикам уступает Boeing и Airbus. Эта модель собирается по старым технологиям, из-за этого темпы ее производства довольно низки: всего три самолета в год.
SSJ-100
Визитная карточка самолета:
- разработчик — ОКБ имени П. О. Сухого, НПК «Иркут»;
- первый полет — 2008 год;
- пассажировместимость — 100–110 человек;
- дальность полета — до 4500 километров;
- максимальная скорость — 950 километров в час;
- произведено единиц — 224.
В постсоветское время в России разработали только два гражданских самолета — ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и среднемагистральный MC-21. В обеих моделях есть западные составляющие, их полностью российские модификации планируют начать производить в 2024 году.
Летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Анатолий Кнышов рассказал «ВМ», что в SSJ-100 есть довольно много недостатков, связанных с тем, что его проектировали иностранные специалисты, не заинтересованные в создании конкурентоспособного лайнера.
— Я лично был в макетной комиссии SSJ-100, — говорит Кнышов. — Там присутствовали десятки специалистов из-за рубежа: по двигателю, по оборудованию и по облику самолета. Неужели иностранные специалисты, там присутствовавшие, могли сделать в России машину, которая была бы конкурентоспособной за рубежом? Да ни в жизни.
По мнению Романа Гусарова, SSJ-100 — абсолютно современный, экологичный и безопасный самолет, который ничем не уступает аналогичным моделям Boeing, Airbus и Embraer. К тому же это единственный российский самолет, сертифицированный в Европе.
— У SSJ-100 были «детские болезни». Этот самолет очень много и справедливо критиковали. Но эти «болезни» были связаны именно с импортными комплектующими. Мы думали, что эти комплектующие надежны. Постепенно их замещали на российские. В течение 11 лет эксплуатации SSJ-100 избавился от этих «болезней». На сегодняшний день это надежный самолет, — отметил эксперт.
Оба эксперта подчеркнули, что SSJ-100 нуждается в импортозамещении касательно отдельных комплектующих. Основная проблема — двигатель, над которым работали специалисты из Франции. Как отмечает Гусаров, в настоящее время для этой модели уже разработан российский двигатель ПД-8. Но ему еще только предстоит пройти испытания и сертификацию.
Как отмечает Гусаров, «Сухой» является цифровой моделью. В случае успешной замены импортных составляющих на отечественные можно будет производить около 40–45 таких самолетов в год.
МС-21
Визитная карточка самолета:
- разработчик — ОКБ имени А. С. Яковлева, НПК «Иркут»;
- первый полет — 2017 год;
- пассажировместимость — 160–211 человек;
- дальность полета — 6400 километров;
- максимальная скорость — 870 километров в час;
- произведено единиц — 6.
Оба эксперта заверили «ВМ», что МС-21 является самым прогрессивным самолетом в своем классе. В отличие от «Сухого», он изначально проектировался с низкой долей иностранных составляющих. Отечественные инженеры разработали для этого лайнера различного рода системы, уникальное композитное крыло и прошедший испытания двигатель ПД-14.
— МС-21 проектировали в XXI веке, — говорит Гусаров. — Этот самолет аккумулировал в себе самые передовые достижения в области авиастроения. На мой взгляд, МС-21 — лучший самолет в своем классе в мире. Более того, в отличие от своего прямого конкурента — Boeing-737, который уходит корнями в XX век и модернизация которого зашла в тупик, МС-21 можно модифицировать еще 30–40 лет.
При удачном стечении обстоятельств отечественная промышленность сможет производить около 70–75 МС-21 в год, что, как отметил Гусаров, является «хорошим тиражом».