Наследие войны — большая проблема и сегодня. Только в прошлом году во время строительных работ на проспекте Маршала Жукова было изъято 916 снарядов. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Саперы до сих пор «чистят» город от наследия войны

Все остальные

Автор: Иван Петров

Как часто шутят обыватели, сапер ошибается дважды: первый раз — при выборе профессии. Замначальника инженерно-саперного отдела ГУ МВД по Москве Дмитрий Воробьев категорически не согласен с таким суждением. 

— В юности я мечтал стать десантником, но конкурс в знаменитое Рязанское воздушно-десантное училище составлял 24 человека на место, и я пошел в Каменск-Подольское военно-инженерное училище. Там познакомился с подрывным делом, которое и увлекло меня навсегда. О чем, кстати, нисколько не жалею, - сказал командир саперов.

Дмитрию Воробьеву довелось послужить сапером в легендарной Таманской дивизии, затем он перевелся в милицию на руководящую должность.

- С чем чаще всего сталкиваются ваши сотрудники в повседневной жизни?

- Наибольшая часть вызовов — заведомо ложные сообщения, реже — бесхозно оставленные вещи, сумки, брошенные транспортные средства. А вот 10–15 процентов — это боеприпасы и самодельные взрывные устройства. Часто мы имеем дело с так называемым эхом войны.

Фашисты сбросили на столицу и Подмосковье сотни тысяч бомб. Во время службы в армии мне довелось иметь дело и с авиационными бомбами. Я сталкивался с 250-килограммовым снарядом. На памяти один трагичным случай — семеро подростков решили развести костер в лесу на поляне, и внезапно произошел взрыв. Прямо под очагом костра находился неразорвавшийся снаряд — выжил лишь один парнишка, отлучившийся по нужде.

Наследие войны — большая проблема и сегодня. Только в прошлом году во время строительных работ на проспекте Маршала Жукова было изъято 916 снарядов.

- Какие меры должен предпринять человек в случае обнаружения старой мины?

- Чаще всего с такими находками сталкиваются владельцы приусадебных участков. Нельзя трогать снаряд — он может разорваться даже от незначительного удара лопатой. Лучше всего накрыть находку тканью, чтобы уберечь от воздействия солнечных лучей до приезда саперов. Обязательно нужно оповестить соседей и отойти на безопасное расстояние.  

- Саперы есть во многих службах, а какие разграничения имеются между ведомствами?

- Разминированием снарядов времен Великой Отечественной войны, диаметр которых менее 152 миллиметров, занимается военная комендатура, снарядами большего диаметра и авиационными бомбами — спецподразделение «Лидер» в структуре МЧС. Самодельными взрывными устройствами занимаются специалисты ФСБ. Мы же дезактивируем штатные боеприпасы. Кроме того, мы определяем наличие взрывоопасного устройства и степень его опасности.

- Часто ли граждане сообщают о подозрительных предметах?

- Всплеск активности приходится на первые недели после терактов. Помню, после взрыва на Тверской-Ямской в 2003 году мне пришлось совершить 24 выезда за смену.   

- Как экипирован сапер?

- У нас на вооружении современные канадские тяжелые костюмы EOD-8, лучшие в мире. Кстати, в таком костюме разминирует бомбы главный герой фильма «Повелитель бури». Материалы, из которых изготовлено средство защиты, спасают человека от баротравм, осколков, избыточного звука. Спецодежда имеет систему охлаждения, систему вентиляции и связи. Полная экипировка весит 45 килограммов. У нас есть рентгенотелевизионный комплекс для изучения содержимого любого подозрительного предмета, используем системы подавления радиосигнала, чтобы злоумышленник не смог привести устройство в действие. Наш главный помощник — вездеход ТМ-3, позволяющий провести визуальную разведку и разрушить взрывоопасные устройства. Сегодня оборудование и техника способны сохранить жизнь специалисту даже в эпицентре взрыва. Главное для сапера — не пренебрегать правилами безопасности. 

Фото: «Вечерняя Москва»

amp-next-page separator