15 апреля, 11.54 Школа № 1441. Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский ведет урок экологии для школьников пятого и седьмого классов. / Фото: Ирина Сапрыкина, «Вечерняя Москва»

Вниманию к окружающей среде научат в школе

Все остальные

Занятие по экологии в Центре образования № 1441. Автор - Наталья Гурова

Такие уроки пройдут с 15 по 20 апреля более чем в 80 школах города. О раздельном сборе мусора и проблемах отходов учащимся расскажут депутаты Госдумы России, а также представители общественных организаций.

Пустой класс зоологии. На стенах висят чучело кабана, барана и рыси. Напротив выставка экологического плаката. Лучше всего получилась лошадь, которую, как гласит надпись рядом, «убивает один грамм никотина». На рисунке рядом старшеклассник изобразил бокал с мохито. Но он имел ввиду не пьянство, а глобальное потепление: «Лед тает не только в бокале». Через пять минут здесь начнется первый в стране открытый урок экологии. По всей России их пройдет более 2000. В государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы центре образования № 1441 «Бронная Слобода» о сознательном отношении к окружающей среде расскажут руководитель столичного департамента природопользования и экологии Антон Кульбачевский и заместитель председателя Государственной Думы РФ Сергей Железняк.

Класс постепенно наполняется учениками. Сегодня здесь пятый и седьмой класс. Ребята занимают места. К доске выходит Сергей Железняк и в игровой форме беседует с детьми о бытовых отходах.

- Давайте вместе подумаем, откуда берется мусор? – обращается он к классу.

- Отходы с больших фабрик, - тянет руку мальчик с третьей парты.

- Жидкостные отходы, - деловито добавляет его однокашник с задних рядов.

- Я вам как бывший военный скажу, что есть и отходы от войн. Старые запасы, которые остались в земле. Они тоже стареют и загрязняют собой окружающую среду, - рассказывает заместитель председателя Государственной Думы России. – Давайте подумаем из чего состоит наша мусорная корзина?

В этот момент помощник депутата начинает доставать из мусорного ведра пластиковые бутылки, стекло, бумагу, ручки, электроприборы, железо.

А ребята делятся тем, сколько раз в день они выносят мусор. Кто-то раз в день, а кто-то раз в неделю. Но никто из класса пока что не сортирует мусор. Путем обсуждения ребята приходят к тому, что излишки вещей приводят к тому, что отходов скапливается слишком много, даже в наших с вами квартирах.

- Это, к сожалению, одна из особенностей времени, в котором мы живем, - объясняет причины появления отходов Сергей Железняк. - Человека поощряют, чтобы он покупал даже то, что ему не нужно. Мы идем по этому пути и у нас получается как в той пословице: «И носить нечего, и повесить некуда, потому что шкаф занят».

Решение проблемы напрашивается само собой. Сознательное отношение к потреблению. По словам Сергея Железняка, в России перерабатывается только пять процентов мусора, хотя современные технологии позволяют утилизировать до 90 процентов отходов.

Первый шаг – полигон

Во второй половине урока к ребятам обратился глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. По его словам в Москве ежегодно производится 25 миллионов тонн мусора. Из них 3,5 миллиона тонн в квартирах.

- Сейчас мы переходим к важной части нашего урока. Мы поговорим о том, как можно уменьшить количество отходов и с чего мы с вами можем начать, - сказал Антон Кульбачевский.

Первый способ – это полигоны твердых бытовых отходов. В Московской области 110 полигонов. Как заметил глава департамента охраны окружающей среды Правительство Москвы сейчас думает о том, какие условия стоит создать, чтобы перерабатывать мусор и сократить количество полигонов.

- Отходов очень много, но их не всегда сразу увозят на свалку. И когда идешь мимо мусорных баков, все пахнет, просто нарушается эстетическое чувство. Просто неприятно смотреть на это, - заметила школьница.

- Да, вы совершенно правы. Пищевые отходы быстро начинают гнить, - отметил Кульбачевский. -  На полигонах из-за этого образуются опасные свалочные газы, которые могут взорваться. Если отходы лежат на непокрытой земле, то все это может попасть в подземные воды, почву. Преимущества свалок есть, но недостатков гораздо больше. Если взять маленькие страны Европы, например, Голландию, то там таких свалок нет. Просто потому что там маленькие площади, и люди давно задумались о том, как можно утилизировать мусор. Они придумали мусоросжигательные заводы.

Ребята вместе с главой департамента природопользования пришли к тому, что и этот способ утилизации отходов не идеален, потому что разрушает озоновый слой планеты. Однако Антон Кульбачевский отметил, что от мусоросжигания отказаться пока нельзя. Оно станет частью концепции утилизации мусора в городе. Однако целью всегда будет оставаться конечная переработка отходов.

Разделять или не разделять

По словам Антона Кульбачевского, основная задача правительства - сейчас уменьшить количество отходов, производимых городом.

- Мы не можем заставить людей что-то делать, мы можем просто создать условия. Мы хотим в течение нескольких лет решить эту проблему. К сожалению, мы утеряли систему переработки мусора. Европа этот этап прошла за 10-15 лет, но мы планируем пройти этот путь за 5-10 лет, - сообщает глава департамента природопользования. - На сегодняшний день, в городе разделяют не более пяти процентов мусора.

- Как вы думаете, какие отходы можно перерабатывать? – звучит вопрос лектора.

- Макулатуру, - говорит бойкая ученица седьмого класса

- Правильно. Я сам в свое время этим занимался, - отмечает Антон Кульбачевский.

- Пластик можно использовать как креативное нечто. Я по телевизору видел, - делится ученик.

- Да, в современном искусстве есть целое направление – создание объектов из отходов, - подтвердил Кульбачевский.

- От пищевых отходов будет очень тяжело уйти, - добавляет школьница.

Плавно дискуссия переходит к раздельному сбору мусора. Глава департамента говорит, что первый шаг на пути к этому – заварить мусоропроводы. Но не все жители к этому пока готовы. Хотя раздельный сбор мусора и отказ от мусоропровода несет в себе экономический стимул. Сегодня каждый москвич, прописанный в квартире, платит 40 рублей на квадратный метр в квартире за то, что  мусор собирают и вывозят. В среднем, если в квартире живет три человека, в месяц набегает порядка 1600 рублей. Если  мусор собирать и разделять, то эта цифра может сократиться до одного рубля за метр. Как заметил Антон Кульбачевский, в ближайшие четыре года в столице будут созданы условия для повторного использования отходов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды:

- Сегодняшний урок показал, что утилизация отходов, их размещение, транспортировка – одна из серьезных проблем мегаполиса, характерная не только для Москвы. Такие уроки позволяют выработать определенную привычку у человека. Когда ребенок приходит домой и рассказывает своим родителям о том, что он услышал, взрослый может тоже отреагировать на этот доклад. Ребенок более успешно в игровой форме сможет продвинуть эту тему. Нам необходимо работать с экосознанием москвичей, потому что у нас много проблем, которые нужно решать.

Спикерами в школах города выступят не только госслужащие, но и депутаты муниципальных собраний, представители общественных организаций. Уроки в основном будут посвящены раздельному сбору мусора. В следующем году темы могут быть другими, например, посадка деревьев и уход за ними.

На мой взгляд, система экологического образования должна быть изменена в корне. Человек должен понимать, что он часть природы. А во всех учебных материалах такая тема не затрагивается. Мы стараемся настроить учителей, которые к нам обращаются, что человек – это ни в коем случае не царь природы.

Также нужно взаимодействовать с особо охраняемыми природными территориями. Ребенок, сидя в душном классе за учебниками не может ощутить себя частью природы. Важно вступить в контакт с живой природой. У нас в Москве для этого есть все условия.

Углянский Павел, ученик класса 7 А, школы № 1441:

- Мне понравился этот урок, он оказался очень интересным. Почаще бы такие уроки проводили. В этом году у нас был «День Природы», мы разговаривали о том, что можно хорошего сделать для природы, в прошлом году мы ходили в Битцевский лесопарк, гуляли там, нам много познавательного рассказывали.

amp-next-page separator