Ко дню рождению Анатолия Эфроса презентовали подарочное издание его лучших спектаклей
Первый – самый очевидный. Вот уже месяц здесь проходит выставка Лаборатории Дмитрия Крымова (театрального художника и режиссера, по сути, русского первооткрывателя «театра художника» и сына Анатолия Эфроса). Выставка под названием «Камень. Ножницы. Бумага» - роскошный подарок для любого человека. Сюда приходят парами и с детьми, молодежь, солидные завсегдатаи галерей, любители классических выставок и театральные зрители. И ходят, бродят между огромной инсталляцией, вместившей в себя всю театральную жизнь крымовского театра. Это бесконечный стол, на котором, подобно яствам, представлены вещественные души каждого из спектаклей Лаборатории. А в самом начале стола – некий Константин Сергеевич, с помпой отпраздновавший свое 150-летие, все ищет и ищет самочувствие мыши… Настоящий спектакль – живой и разнообразный. Театр художника.
- Очень грустно, что уже через неделю это все закончится, разбежится по разным полочкам, - признается арт-менеджер Марина Лошак, давшая сделавшая Новый Манеж идеальным домом для этой выставки. - Но это был спектакль, мы были его зрители, присутствовали здесь каждый день, аплодировали, радовались, грустили, испытывали нежные чувства ко всему, что видим, и к тем, кто смотрит на это. И поэтому мне кажется, что это чудесное место, чтобы отпраздновать день рождения Анатолия Эфроса. У него страшно милый сын – я его обожаю.
Так что Анатолий Васильевич тоже получил свой подарок на день рождение – искреннее восхищение его сыном, который, по словам доктора искусствоведения Анатолия Смелянского, уже стал для современного мирового театра тем, кем в свое время был сам Эфрос.Но пришло время и для подарка официального. Собственно, того самого, ради которого многие собрались в огромной зале Манежа, ставшей подлинным театральным пространством. Причем подарок оказался двойным.
- Сегодня мы представляем два издания, - с этими словами к микрофону вышел генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. - Это книга Виктора Березкина «Дмитрий Крымов. Книга о лаборатории» и сборник «Избранное» из спектаклей Анатолия Васильевича.
Книга о сыне и подарочное издания наследия отца увидели свет в один день. И одно другого стоило!Книга - невероятный фолиант, написанный, пожалуй, лучшим в мире специалистом по истории сценографии, была закончена еще три года назад, но автор ушел из жизни, не успев опубликовать ее. И вот теперь Бахрушинский музей заинтересовался ее и, совместно, с Лабораторией Дмитрия Крымова, на чьи плечи легло все дизайнерское оформление, подготовили ее к печати. От такого подарка не откажется ни один человек, интересующийся театром, да и среди любителей полиграфических арт-решений найдется не мало желающих обладать ею. Книга – воплощенная мечта о книге самого Дмитрия Крымова. Книга, напечатанная на бумаге всевозможного качества – от почти кальки, тонкого картона и оберточной бумаги до глянца и бумаги мелованной. Многообразие шрифтов, «откровенно» обнаженный переплет, пестрота красок, - только взяв в руки подобное издание, уже можно хоть немножечко, но представить себе тех, кому оно посвящено и кто его создавал.
И наконец, главный подарок всем тем, кто по-прежнему любит, ценит и восхищается творческим гением Анатолия Васильевича Эфроса – сборник из шести дисков с его телевизионными и радио-спектаклями и фильмами-спектаклями, а также телевизионными и художественными фильмами. Знаменитые «Таня», «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», «Страницы журнала Печорина», «Борис Годунов» и еще далеко не одно название. Издание, обладая которым можно на много вечеров погрузиться в чарующий мир театра Анатолия Эфроса. Режиссера, которому исполнилось бы 88 лет…
- Папа не любил дни рождения – пытался всегда избегать их, - признался Дмитрий Крымов. - А то, что сегодня происходит, - это что-то близкое Феллини. Я нахожусь в такой концентрации друзей, знакомых и людей, которым все это интересно… Спасибо, что вы все пришли на папин день рождения. То, что сейчас происходит, это для меня, вообще, какая-то фантастика. У меня крыша едет. Спасибо вам большое. Сегодня главное – не сойти с ума. И я очень рад вас всех видеть.