Без паники!
- Основная цель террористов - не погубить какое-то определенное число мирных граждан, а установить среди всех остальных людей атмосферу страха, перерастающего в панику, - считает психолог, профессор РАНХиГС Юрий Казаков, - Вместе с тем вероятность стать жертвой очередного теракта не больше, чем шанс погибнуть на дороге под машиной. Однако насаждая атмосферу беспокойства и стража террористы в конечном счете всегда добиваются своего.Иными словами, как считает психолог, чрезмерная информация является одним из главных орудий радикальных исламистов. От переизбытка жутких подробностей до массовой паники – один шаг. И когда на первой странице федерального издания появляется оторванная взрывом голова смертника ( как это было несколько лет назад во время теракта в аэропорту Домодедово), это лишь играет на руку террористам. А те, кто звонит по телефону в полицию и сообщает о заложенной якобы на вокзале бомбе, или же смакует подробности совершенных терактов с использованием электронных СМИ являются таким образом рядовыми солдатами терроризма.
С этими выводами психолога в целом был согласен заведующий информационно-аналитическим сектором Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Андрей Дьяченко.
- С точки зрения не священнослужителя, а обычного человека, который служил когда-то в армии и защищал государственные интересы, особое значение играет то, как именно информация о терактах была преподнесена, - считает отец Андрей, - Если говорить метафорой, то согласно Священному писанию грехопадение человека началось с информационной войны. То есть вначале было истолковано неверно слово Божие, потом человек пришел к неправильным действиям, что в конечном счете привело к определенным и очень печальным последствиям.
Еще один участник дискуссии, заместитель председателя общественного совета УВД по Южному административному округу Виктор Брагин полагает, что «лучше перебдеть, чем недобдеть», и главную опасность видит не в том, что террористы выигрывают информационные войны, а в том, что все мы недостаточно бдительны для того, чтобы теракты предотвратить.
Впрочем, гости круглого стола были едины в том самом мнении, что организовывать патрули и бродить вокруг дома по ночам в поисках террористов – это не здоровая бдительность, а паранойя, результатом которой вполне могут стать панические настроения. Вместе с тем участники дискуссии разделились на два лагеря. Если первые из них во главе с психологом Казаковым считали, что из-за угрозы терактов следует почаще обращаться к психологам и научиться редуцировать , - то есть перенаправлять, - свой страх, то другие во главе с бывшим силовиком Брагиным советовали заняться боевой и тактической подготовкой, выучить изданную ФСБ памятку о том, как действовать при угрозе теракта наизусть и постоянно держать ухо востро, а пальцы – на кнопках телефона с цифрами 112.
Кстати, подобному давно учат школьников на уроках ОБЖ. Правда, никто из участников круглого стола так и не мог объяснить, почему этот предмет в школе преподают бывшие военные – то есть те, кто вероятнее всего в кого-то стрелял. И, возможно, попал.
Истинная цель террористов сейчас – это среднестатистический европеец, которого теракт непосредственно не затронул, но который шарахается от собственной тени. Или от голубя, который слишком громко хлопал крыльями на Северной вокзале в Париже.
Тем временем, Европа продолжает жить и вспоминать каждый день фразу культового писателя Фредерика Бегбердера: «Каждый день, прошедший без теракта, увеличивает вероятность совершения теракта».Однако панике европейцы пока не поддаются.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Андрей Карпов, культуролог:
- Сейчас очень много говорят о том, что французы с вызовом встретили атаку террористов, вопреки трагическим событиям много шутят и продолжают пить шампанское. Очень легко с точки зрения высокой и загадочной русской души рассуждать о легкомысленности французов, которые устраивают у себя праздник молодого вина или продолжают как ни в чем не бывало печатать карикатуры на террористов, - и на погибших парижан тоже, - в журнале «Шарли». Однако я считаю, что французы сейчас встревожены, как никогда, и чувство страха у них доминирует над всеми остальными эмоциями. Об этом говорит хотя бы такой факт: во Франции сейчас увеличилось в несколько раз количество заявлений с просьбой принять их на военную службу. Причем стремятся поступить на службу не только социально неблагополучные граждане Пятой республики, но и вполне респектабельные и состоятельные буржуа. Они в полной мере сейчас осознают, что не евро единым жив человек.
А что же касается «Шарли»… Кто же им позволит закрыть этот журнал, если они сами себя загнали в определенный идеологически тупик, выстроенный европейскими ценностями. Когда один миллион французов выходит на демонстрацию с плакатами: «Мы с «Шарли», это означает, что они позиционировали этот журнал как часть своей либеральной культуры. Что бы от этого отказаться, придется через себя переступить, а это иногда очень болезненно. Французы повязаны с «Шарли» и им придется смеяться над карикатурами в этом журнале сквозь собственные слезы. И собственный страх тоже.