Королевы иногда сидят на троне. История девушки-инвалида, выигравшей конкурс красоты и талантов
- Кроме супа есть сосиски, пельмени, макароны.
- А пельмени вареные?
- Мы же сырые не продадим.
- Ульян, будешь чай, кофе?
- Не.
- Сколько?
- Сто тридцать.
Ульяна Привалова, студентка Московского Государственного Гуманитарно-Экономического университета и инвалид-колясочник выиграла конкурс красоты и талантов «Мисс-Независимость 2017». Говорит, шла туда за победой и за тем, чтобы к людям с ограниченными физическими возможностями относились так же, как и ко всем.
Кстати, на общем бальном танце с московскими курсантами-напарниками она тоже была в короне. В зале шептались – «что это она корону надела». А позже Ульяна сказала – «каждая девушка хотела победить, и инвалидность тут ни при чем».
- А у вас бывают в столовой дискотеки? – спрашиваю Ульяну через неделю после конкурса. Она позвала к себе в гости в студенческое общежитие.
– Ну, так. Перед Новым годом была дискотека, но это очень громко сказано, - смеется. – У нас тут территория ЗОЖ. Инвалидность же разная бывает – у кого-то в принципе здоровый организм, а у кого-то сердце больное. Руководство университета боится летального исхода, и что об этом узнают за пределами университета.
Будучи маленьким ребенком, Ульяна прыгала на старой пружинной бабушкиной кровати. Неправильно «приземлилась». К тринадцати годам, после многочисленных операций решила, что пора свыкнуться с травмой и жить дальше.
- Были ли случаи, шокирующие тебя, когда люди внезапно становились инвалидами?
- Я знакома с девочкой, которая проснулась и поняла, что ее нога не двигается. Встала на одну ногу, а вторая просто не хотела идти. Моей соседке по комнате сделали в детстве прививку, и она резко начала худеть. В итоге у нее атрофировались мышцы. Я всегда удивляюсь, когда некоторые люди говорят, что не могут стать такими же, как мы. От этого никто не застрахован.
- Приводит ли инвалидность к повышенной необходимости верования в Бога?
- На территории нашего университета есть православный храм. Но не многие ребята становятся «фанатиками». Правда, я знаю историю нашей нынешней заведующей часовни – после ее травмы родители целенаправленно влияли на выбор дочери. Для многих это является спасением.
- Есть ли разница между теми ребятами, кто является инвалидом при рождении и теми, кто приобрел травму?
- Да, это сразу видно. Многие винят обстоятельства и других людей в своей неполноценности. Я никого не виню. Не буду же я говорить бабушке, что у нее была какая-то не такая кровать. И все окружающие отмечают, что я веду себя как абсолютно обычный человек.
- Что ты ощущала на момент травмы?
- Ночью я «сломалась» - родители думали, что я просто растянула мышцы, а в итоге оказался ушиб спинного мозга. Сначала я почувствовала что-то не то – покалывания внизу, а потом постепенно отнимающиеся ноги. Они просто повалились. Родители пытались поднять меня, но я упала, потому что не чувствовала ног. После осмотра врачи сказали, что у меня очень маленький шанс встать, да и спинной мозг не пересаживают.
- Тебе тяжело об этом говорить?
- Нет. Я к этому спокойно отношусь. Мне кажется, людям интересно узнать все подробности. Надо об этом рассказывать, чтобы люди были в курсе, что такое случается.
Мы поели, и движемся в комнату Ульяны. Три кровати, один компьютер, микроволновка и куча наваленной на стул одежды. Обычная девчачья комната в общежитии. И только охапка еще свежих нежно-персиковых роз говорит о событии. Удачное свидание? День рождения? Шаг ближе – корона на прикроватной тумбочке. Взгляд выше – на шкафу скотчем приклеенные фото сидящей в бальном платье девочке в короне. Ну конечно же, королевы иногда сидят на троне.
Стоящий на полу маленький холодильник – единственная раздутая зацепка, способная намекнуть на быт обитательниц комнаты.
- Чем полон ваш холодильник?
- Да чем угодно, - дергает дверцу Ульяна. – Сыр, масло, молоко и так далее. Покупаем сами, привозят родственники. Готовим в микроволновке.
- Даже интересно, что.
- Ой, да хочешь макароны тебе сварю?
Соглашаюсь ради интереса.
Все сама – электрочайник на коленки (в кипятке макароны варятся в СВЧ-печи) и проезд десять метров вдоль коридора общежития. В туалет за водой. Там все по-домашнему – сушилки для белья, жужжащая стиральная машинка, две раковины. Только зловонный запах выдает – здесь пахнет, как в областной клинической больнице. На полу одной из кабинок рассыпана кружочками порезанная сосиска. Ульяна говорит, девочки кормят живущего в дырке кафеля котенка.
- На конкурсе ты сказала, что твоя мечта – чтобы к людям с инвалидностью относились так же, как и ко всем остальным. Однако люди с ограниченными физическими возможностями не всегда изъявляют желание бороться, предпочитая ограничить свой мир заботой родных. Ты согласна с этим?
- Такой аспект присутствует. Мне кажется, многое зависит от семьи. Растят своего ребенка как цветок в теплице, но во всем должна быть мера. Можно круто жить, идти к своим мечтам и целям. Учиться, работать, любить. Я живой тому пример. Чем больше станет таких активных людей, чем быстрее мы заполним максимум сфер жизнедеятельности, тем скорее общество поймет нашу равнозначность.
- Знаешь ли ты случаи, когда девушка с инвалидностью встречалась с абсолютно здоровым парнем?
- Такое бывает очень часто. Например, «Мисс-Независимость» прошлого года до сих пор встречается со своим партнером по танцу в конкурсном испытании. Он служит в войсках МЧС.