Легальные трудовые мигранты полезны городу
Вопрос в другом: что сегодня происходит в этом секторе городской экономики? На этот и другие вопросы ответили наши эксперты в студии сетевого вещания «Вечерней Москвы ». Главнейший из вопросов — финансовый. Ведь мигранты, работавшие в Москве, львиную долю своих заработков отправляли своим семьям. Причем — переводя рубли в валюту. События 2014–2015 годов существенно обесценили рубль и почти вдвое «урезали » отчисления, к примеру, граждан Узбекистана. До наступления кризиса эти переводы составляли до 40 процентов от ВВП этой среднеазиатской страны.
Увы, но без мигрантов из ближнего зарубежья и России, и Москвы в частности, просто не обойтись. По данным Минэкономразвития, всего через три года численность трудоспособного населения России сократится на три миллиона человек. То есть кому-то придется нас с вами замещать.
По мнению Людмилы Букалеровой, заведующей кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов, судя по цифрам, пока говорить о сокращении притока мигрантов не приходится.
— Если за 2016 год у нас в РУДН экзамен на знание русского языка сдали 311 тысяч человек, то за неполных семь месяцев этого года — уже 155 тысяч, — говорит она. — О том же говорит и статистика Многофункционального миграционного центра в Сахарове.
Другое дело, что изменились миграционные потоки. Как пояснил Сергей Болдырев, руководитель Комитета по вопросам миграции Торгово-промышленной палаты РФ, если еще несколько лет назад среди мигрантов превалировали украинцы, то сейчас, в силу определенных событий, они переместились на четвертое место.
— На первом месте — граждане Узбекистана, — говорит Сергей Болдырев, — на втором-третьем — таджики и киргизы. Далее идут украинцы и молдаване. А вот азербайджанская диаспора Москвы, похоже, начинает сокращаться. Азербайджанцы давно переквалифицировались из рыночных торговцев в инвесторов, и сегодня, как говорит Агададаш Керимов, председатель совета Московской национально-культурной автономии азербайджанцев, в Москве им работать невыгодно. Идет перераспределение по другим регионам и соседним странам. И получение российского гражданства азербайджанцев не прельщает. Бизнес — да, жену, детей завести — да, но азербайджанец все равно планирует вернуться на родину.
Однако, если говорить об инвестициях, свято место пусто не бывает: есть еще и внутренние миграционные потоки граждан России, которые хотят или поработать в Москве, обеспечив семью в дальнем регионе, или — если получится — осесть здесь, став москвичами в нулевом поколении. И в этом они не одиноки.
Осесть в России — и в Москве в том числе — планируют многие из легальных мигрантов-среднеазиатов. Покупая патент, они приобретают и максимально полный социальный пакет: их дети могут учиться в российских школах, они обеспечены медицинской помощью, могут официально снимать жилье, трудоустраиваться. Им тут достаточно комфортно. Но вот гражданство России они получают редко.
И страна, и столица заинтересованы не только в обслуживающем персонале, но и в квалифицированных кадрах, которые могли бы принять участие в укреплении российской экономики. Вот как раз в этом плане на первом месте — граждане Украины.
В Миграционной службе сейчас находится до 600 тысяч запросов граждан Незалежной о предоставлении российского гражданства.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мария Котовская, председатель Комиссии по вопросам межнациональных отношений, миграции и конфессий Общественной палаты города Москвы:
— Большую опасность представляет нелегальная миграция. Нелегальные мигранты задействованы в основном на стройках, они не проходят медкомиссий, создавая угрозу, живут обособленно, закрытыми анклавами, которые могут быть рассадниками преступности.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!