Видео с залезающим в кабину самолета пилотом набирает популярность в Сети / Фото: pixabay.com

У «угнавшего самолет» Павла Шаповалова могла быть неожиданная причина

Все остальные
А может быть, Павел Шаповалов попытался угнать самолет, чтобы спрятаться в тюрьме от чего-то более страшного, чем лишение свободы? «ВМ» выясняет возможные причины поступка сибиряка.

Итак, горе-террорист Павел Шаповалов, устроивший 22 января что-то, похожее на спектакль с угоном самолета рейса «Сургут — Москва», решением Ханты-Мансийского районного суда арестован на два месяца. Несмотря на старания адвоката, судьи не отпустили сибиряка, ставшего в считаные часы печально знаменитым, под подписку о невыезде: слишком много шума наделала его выходка, а поведение — вообще из рук вон, не знаешь, чего ожидать. Дальше — психолого-психиатрическая экспертиза и приговор, который будет зависеть от ее результатов. Страшит ли Шаповалова его несветлое будущее? Варианты-то светят один другого хуже — либо колония, либо долгое принудительное лечение в психиатрической лечебнице. Ради чего? Должен же быть хоть какой-то смысл.

Но большинство экспертов его не видят: хоть психическая нестабильность горе-угонщика пока не подтверждена, само его не поддающееся никакой логике поведение во время попытки угона воздушного судна делает ЧП неким водевилем. То ему надо в Афганистан, то не надо, то он пугает экипаж самолета несуществующим оружием и откровениями о причастности к терактам 11 сентября 2001 года, то преспокойно засыпает в кресле, а потом даже без намека на сопротивление сдается в руки правоохранительных органов, чуть ли не с облегчением.

— Копаться в мотивах психически неуравновешенного человека я бы не стал, — комментирует подполковник ФСБ, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. — Этот угон похож на типичный дебош пьяного человека, который насмотрелся новостей, фильмов и решил привлечь к себе внимание. Хоть сейчас и пишут, что в крови угонщика не было найдено следов алкоголя и наркотиков, не верится. Либо плохо искали, либо пишут неправду. 

По данным авиационного портала Flightradar24.com самолет «Аэрофлота» совершил посадку в аэропорту Ханты-Мансийска / Фото: портал Flightradar24.com

Опять же — Афганистан. В фильмах из советского далека, на которых должен был вырасти 41-летний Павел Шаповалов, именно туда угоняли самолеты. Видимо, навеяло. Как известно, он сам признался следователю, что в Афганистан на самом деле не собирался. А если бы и собирался, то, по словам эксперта Академии военных наук РФ Владимира Прохватилова, такого, как Шаповалов, вряд ли там ждал теплый прием.

— В Афганистане сейчас идет война, и тот, кто заявится туда, что называется, с колес, скорее всего, сразу попадет в руки к боевикам, — говорит военный специалист. — И это его требование лишний раз свидетельствует о неадекватности.

— Я считаю, что этот человек психически нездоров, —- поддерживает генерал-майор милиции, председатель ветеранской организации Центрального аппарата МВД России Леонид Втюрин. — Решил из себя изобразить всесильного. Вряд ли он даже понимал, что делал. Просто пришла мысль в голову, и он решил, что может распорядиться судьбами людей.

Короче говоря, псих это, скорее всего, а террорист — вряд ли.

— Профессиональными угонами в одиночку, как правило, никто не занимается, — поясняет подполковник ФСБ Филатов. — Это нереально. И еще что важно: угонять самолеты давно не модно. Последние 20-25 лет я не помню ни одного успешного угона. В этом давно нет смысла. В российской действительности это было во время чеченской компании, когда самолет угнали в Израиль, но через два дня злоумышленников вернули на родину в кандалах.

Будь у Шаповалова план, были бы и действия, сходятся во мнении специалисты по безопасности. А тут — одна болтовня. Не было оружия, мог бы как минимум купить бутылку воды и попугать пассажиров тем, что это взрывоопасная жидкость. Ну хоть что-нибудь. А тут — побуянил и уснул. 

— На сознательного террориста Павел не похож, — рисует портрет угонщика самолет психолог Дмитрий Полищук. — Цели устроить теракт у него, скорее всего, не было. У него нет злости, отвращения и презрения. У террористов другие лица. Павел склонен принимать неправильные решения, не способен находить выход из сложных ситуаций, имеет склонность к импульсивным противоправным действиям. Он меланхолик (пессимизм, уязвимая нервная система) и параноик, склонен к навязчивым мыслям, ленив и замкнут в себе. Сильно заниженная самооценка мешает ему контролировать свои чувства. Его действия могут не поддаваться логике здорового человека, что мы и видим.

И все-таки что-то должно было подтолкнуть сибиряка «выступить». Что-то должно было щелкнуть в его затуманенной голове. Психолог Полищук готов допустить, что в жизни горе-угонщика случилось нечто из ряда вон и выдвигает сенсационную версию:

— Что-то его сильно подкосило, привело к психическому расстройству, к отсутствию страха перед тюрьмой. Вполне вероятно, что попытка угона — это попытка суицида руками правоохранительных органов и желание всемирной известности в связи с этим. Павел Шаповалов не преступник. Он просто несчастный больной человек. 

— Угонщик был неадекватен, а неадекватность может быть результатом сильного потрясения, — поддерживает идею эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов. — О таких ситуациях обычно говорят «убит горем». 

Так это или нет, не известно. Если почитать все, что пишут про Шаповалова СМИ со слов людей, которые его знают, — жизнь у неудачливого угонщика в небольшом селе под Сургутом — сплошные неприятности. Проблемы с работой, коллегами, односельчанами; алкоголик и дебошир, жена давным-давно бросила, даже своего жилья нет, судимость и полная беспросветность. Как говорится, обложила судьбина со всех сторон, как охотник лисицу обставила красными флажками. Может быть, он сознательно хотел сесть в тюрьму, да «на подольше»? Такие случаи, по словам экспертов, не система, конечно, но случаются. Например, по словам генерал-майора милиции Леонида Втюрина, за стенами исправительных учреждений «асоциальные элементы» могут скрываться, заимев, скажем, крупные долги или от расправы дружков, которым серьезно насолил.

— Есть люди, которые стараются закрыться, чтобы пересидеть в тюрьме зиму, — добавляет эксперт фонда «В защиту прав заключенных» Петр Курьянов. — Если нет родственников, нет поддержки, работы, негде жить, такая категория людей совершает какую-то мелочь, чтобы попасть за решетку.

А еще за «колючку» стремятся те, кто одно правонарушение пытается замаскировать другим. И на такие ухищрения идут, хоть кино снимай.

— Допустим, человек совершил преступление, за которое ему назначена очень серьезная мера наказания, — рассказывает Втюрин. — Тогда он совершает другое, более мелкое правонарушение, и отбывает наказание за него. Бывают случаи, что человек говорит, что потерял документы, называется другим именем и под ним садится в тюрьму, скажем, не как Иванов, а как Петров. Потом выходит, получает новые документы на имя Петрова и все, едет, куда глаза глядят. Его больше никто никогда не найдет. Но это не наш случай. Угонщик мог бы втихаря что-то сделать, попасться, и никто бы ничего не знал, зато цели своей добился бы. А здесь — все напоказ. 

И угон самолета, собственно, не мелочь. За него на 12 лет можно загреметь. И потом, в тюрьме, говорят знающие люди, «схорониться» от недоброжелателей сложнее, чем на воле.

— На воле можно уехать куда-т, и тебя никто не найдет, — уверяет Петр Курьянов, — Больше вероятность, что тебя найдут в тюрьме враги и создадут проблемы. Арестантская почта совершенно точно лучше «Почты России».

Поддерживает Курьянова и бывший «альфовец» Алексей Филатов:

— Спрятаться от кого-то в тюрьме не так просто. Коррупция. Логичней было бы предположить, что Шаповалову стало совсем тяжело жить, он попал в те 20 процентов российских нищих и решил таким образом перейти на полное государственное обеспечение.

КСТАТИ:

Известно, что те, кому не терпится перезимовать за решеткой, обычно нарочито неловко залезают в сумки к прохожим или демонстративно распихивают по карманам еду с полок в магазинах. Однажды один «заслуженный сиделец», которые провел за решеткой в целом 17 лет и у которого на воле не было ничего, должен был выйти после очередной отсидки. Но поскольку в то время лютовала зима, в первый же вольный день он украл на глазах у прохожих из уличного ларька шоколадку и деньги. За что получил еще 3,5 года лишения свободы. К своему облегчению.

Захват самолета

amp-next-page separator