Владеть пневматикой должны только ответственные люди
Поводом к предложению внести изменения в Федеральный закон «Об оружии» стал недавний случай в подмосковной Ивантеевке, где школьник во время урока открыл стрельбу из пневматического пистолета. Сегодня такую «игрушку» с дульной энергией до 3 джоулей можно купить совершенно бесконтрольно, однако выглядит она как настоящий пистолет, по закону таковым не являясь. Не составляет труда приобрести и более мощное пневматическое оружие — уже имеющую такой статус пневматику мощностью до 7,5 джоуля. Никакой лицензии для этого не нужно.
— Вопрос о регулировании оборота пневматики поставлен закономерно, — считает Андрей Шибаев, заместитель председателя комиссии по безопасности МГД. — Дело в том, что отношение к пневматике у нас как к игрушке, доступной абсолютно всем.
При этом она не только выглядит как настоящее оружие, но и при определенных обстоятельствах может нанести серьезный вред здоровью.
Очень важно отрегулировать этот вопрос, чтобы дети не имели свободного доступа к такому оружию.
Игрушка или оружие? Вот главный вопрос в связи с бесконтрольным оборотом пневматики.
— С точки зрения профессионала — это оружие, — уверен Михаил Горелик, заместитель председателя снайперского клуба «Атаман». — А если это оружие, оно должно попадать в руки людей, которые не стремятся причинить вред другим людям.
В то же время, отмечает эксперт, стреляет не оружие, а человек. Ведь и карандашом можно убить.
Между тем пневматическое оружие нередко используется правонарушителями. Так, в июне 2017 года Центральный районный суд города Оренбурга приговорил к году лишения свободы 58-летнего Сергея Толмачева, который из окна своей квартиры открыл стрельбу по игравшим во дворе детям из пневматической многозарядной винтовки ИЖ-61 калибра 4,5 мм.
Один ребенок был ранен, а Толмачева признали виновным по статье «хулиганство с применением оружия».
Главную проблему в безответственном использовании такого легкодоступного оружия практически все собравшиеся видят в отсутствии образования и низком уровне культуры.
Как говорил Макаренко, если мы не будем строить школы, придется строить тюрьмы.
— Пневматику дети получают дома. А после первых выстрелов по баночкам им хочется пойти дальше. И вот эту хулиганскую активность нужно направлять в спорт, — говорит Михаил Горелик. — Хорошо, если в школе есть секции по стрельбе. В детях нужно воспитывать ответственность.
Владение оружием — удел человека, который может отвечать за себя и окружающих.
Нужно прививать культуру обращения с оружием.
Действительно, ведь оружие нужно правильно носить, правильно применять, за ним нужно правильно ухаживать.
Очень много случаев травм происходит во время чистки оружия, — замечает психолог-конфликтолог Константин Рязанцев.
Нужно менять менталитет, уверен Михаил Игнатов, криминалист, бывший оперативный сотрудник МВД РФ: — Сегодня при любом конфликте люди готовы палить друг в друга. Не поделили место на стоянке — и уже пальба. А что будет, если у всех будет такое оружие? Однако на то, чтобы изменить отношение общества к оружию, потребуется не менее 15–20 лет.
Впрочем, есть и более позитивный взгляд.
— С учителями ОБЖ, которые проводят программы, пятидневные сборы с десятиклассниками, дети меняются, — отмечает Сергей Петров, полковник в отставке, профессор кафедры безопасности МПГУ, почетный сотрудник МВД РФ. — У них проходит стремление побаловаться с оружием. В школах, где есть кружки, тиры, экстремальные секции, меньше хулиганских проявлений. Школа должна взять на себя груз воспитания и подготовки гражданского населения. Умение обороняться, знать законы — на это нужны часы в школьной программе.
Но что же делать с Законом «Об оружии»? Нуждается ли он в коррективах? — Необходим новый закон, прозрачный и понятный, — говорит Вячеслав Ванеев, заместитель председателя правления общероссийской общественной организации «Право на оружие». — В нынешнем законе очень много двусмысленностей, отсылок на подзаконные акты, в том числе уже недействующих. Кроме того, необходимо пересмотреть ответственность за применение оружия при самообороне и защите третьих лиц.
Плох не закон, а практика его применения, считает Сергей Гринин, председатель Общественной организации «Гражданская безопасность».
— Настоящие преступники на закон плюют, а ограничения касаются честных людей, — уверен он. — Преступления против личности чаще совершаются без оружия. А запреты вызывают противодействие.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!