Москвичка не понимает, откуда взялись большие цифры в платежке / Фото: Наталия Нечаева,«Вечерняя Москва»

Как защититься от мошенников, пытающихся нажиться на владельцах водосчетчиков

Все остальные
Заменить счетчик воды в квартире и не напороться на мошенников - та еще задачка. Тысячи москвичей уже попались на их уловки, отдав свои кровные буквально ни за что.

Технология мошенничества, в общем-то, проста: слесари-гастролеры покупают базу данных с домашними телефонами москвичей, нанимают за небольшую плату телефонистку с квартирным телефоном и начинают стращать легковерных горожан информацией: «Вам срочно надо поверить водосчетчик! В противном случае вы будете оштрафованы, наказаны...» — и так далее, в том же духе.

Перепуганные горожане сдаются и впускают «благодетелей» в квартиру. Те открывают чемоданчик, вынимают прибор, тыкают им в водосчетчик, пускают воду из крана и — поверка проведена. Выписывают «Акт о поверке» для инженерной службы «Жилищника» и, получив деньги (от 600 до полутора и более тысяч рублей), исчезают в неизвестном направлении. Не неся, естественно, никакой ответственности за проделанный фокус. Участники беседы отметили, что в городе нет организованной и контролируемой системы установки ИПУ на воду. Как нет и четких требований к эксплуатации счетчиков. Этим и пользуются мошенники, убеждая граждан менять работоспособные приборы на новые. В результате страдают пользователи воды и городской бюджет, который недополучает налоги.

По словам заместителя исполнительного директора НП «ЖКХ контроль» Андрея Костянова, решить эту проблему сегодня могут только сами граждане.

— Нам нужно усвоить простую истину: собственнику необходимо быть собственником, — убежден Костянов. — Помимо прав, на нем лежит обязанность по содержанию собственности.

То есть он несет ответственность за приборы учета воды, установленные в его квартире и принадлежащие ему. Владелец счетчиков должен быть внимательным: не выбрасывать паспорта приобретенных приборов, бережно хранить договоры и акты поверки с установщиком прибора и компанией, обслуживающей дом, все чеки или квитанции. И не допускать к этим документа посторонних. Если ему кто-то позвонил и стал требовать провести манипуляции с ИПУ, в первую очередь надо сверять показания со своими документами, а не с содержанием бумажек, которые кидают в почтовый ящик.

— Если кто-то звонит вам по телефону и убеждает, что у ваших ИПУ закончился межповерочный срок, требует поверить приборы, пугает вас штрафами, просто прерывайте разговор с таким абонентом, — добавил президент Ассоциации производителей приборов учета «Новое измерение» Борис Любецкий. — Даже если на том конце провода есть реальная организация, которая оказывает качественные услуги, это не дает ей право терроризировать вас своей заботой. Такой назойливый бизнес должен уйти со столичного рынка. А если некто пришел к вам с приборами и инструментами для поверки водосчетчиков или их замены, потрудитесь проверить документы: у него должно быть удостоверение от конкретной компании и свидетельство о регистрации компании. Лучше всего пользоваться услугами одной и той же организации по установке ИПУ.

Председатель ТСЖ «Наши Сокольники» Валерия Масальская рекомендует не соглашаться на предлагаемые услуги, не заглянув в свои платежные документы.

— В последнее время специалисты управляющих компаний и центров «Мои документы» прилагают к каждой платежке дополнительную квитанцию. В ней указан номер водосчетчика, его показания за прошлый месяц, а также время очередной поверки прибора по учету воды.

Все — перед вами. В том случае, если в чем-то сомневаетесь, позвоните в управляющую компанию или в офис «Мои документы».

— Совет владельцам ИПУ: если не хотите головной боли с учетом энергоресурсов, создайте в доме ТСЖ и все свои хлопоты поручите его правлению. Мошенники будут обходить ваш дом стороной, — сказал Александр Толмачев, председатель комиссии по законодательству Союза юристов Москвы, доктор юридических наук.

Эксперты пришли к выводу, что система взаимодействия между поставщиками воды и горожанами выстроена неверно. Контролировать водопользование должны те, кто продает воду, а пользователи не обязаны вникать в правила обслуживания ИПУ. Создание такой системы контроля — одна из приоритетных задач, стоящих перед городскими коммунальными службами.

Круглый стол 29_05_18

НЕ ВЕРЬТЕ!

В последнее время участились телефонные звонки горожанам с предложением «бесплатной» услуги по установке устройства для автоматического съема показаний водосчетчиков. Мошенники предлагают заплатить скромную сумму в 6–8 тысяч рублей, которую (внимание!) им якобы должны будут вернуть в управляющей компании во время сдачи документов на установку этого прибора.

СОВЕТ

При установке приборов учета на воду лучше всего поставить обратный клапан. Так вы сэкономите, избежав подмеса горячей воды в холодную.  

amp-next-page separator