Клоун моня на сцене театра BAZILLIUM. / Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Клоун Моня: Клоун постоянно живет в мультике

Все остальные

Клоун Моня. Автор - Петр Болховитинов

Моня гримирует себя перед зеркалом: подводит брови, красит губы. - "Называй меня Гений и на ты", - просит он. - "Мне так проще общаться".

- Моня, а у клоунов есть гримеры?

- У некоторых, может, и есть, - отвечает он. - Лично я сам себя гримирую. Этому в цирковых училищах учат. Тут главное характер показать, но не переборщить при этом. 

Накрасившись, он примеряет крылья бабочки, берет в руки игрушечный контрабас и выходит на сцену показывать характер.

Моню за манежем зовут Евгением Щетининым. Он клоун с огромным стажем: после окончания киевского эстрадно-циркового училища успел поработать практически во всех цирках России и СНГ. А начинал свою карьеру Моня в коллективе знаменитой династии Корниловых. В настоящий момент своей жизни придумывает и репетирует номера для цирка-театра "Базилиум". О том, чего боятся клоуны больше всего и о других особенностях закулисной жизни самых смешных артистов цирка Моня рассказал в интервью «ВМ».

- Моня, а у клоуна есть амплуа, как у актера?

- Вообще они по характеру делятся на Белого, Рыжего и Красного.

Белый - старший клоун. Рыжий - такой забияка и хулиган, которого Белый всегда наставляет. А Красный клоун – это ответвление из американской клоунады. Он не похож ни на одного ни на другого. Но в основном работают в паре 2 клоуна: Белый и Рыжий. Незнайка и знайка. 

- А как распределяются образы между клоунами - по желанию или по очереди: можно ли сегодня быть Белым, а завтра - Рыжим?

- Образы распределяются чаще всего еще во время учебы, в зависимости от индивидуальности человека. Если ты в душе Рыжий - то тебе, как правило, трудно на манеже быть Белым...

- Кто пишет сценарии для выступлений клоуна? 

- Раньше, когда был Союзгосцирк, сюжеты придумывали сценаристы. Сейчас большинство клоунов пишет сценарии самостоятельно. Например, я часто беру сюжеты с улиц. Они ходят рядом со мной. Недавно, таким образом, в мою программу с улицы перекочевал спор одной большой женщины и одного маленького мужчинки. Женщина напоминала Фаину Раневскую, а муж был похож на актера Менгли. Кажется, они ссорились из-за стирального порошка. 

- Не боишься ли ты, что клоунада может исчезнуть как жанр с развитием различных комедийных шоу и стендап-комедий?

- Клоунада и, так называемый, эстрадный юмор - это хоть дети одного папы, но у них разные пути. Эстрадный юмор - разговорный, кинематографический - очень зависим от влияния времени: развития страны, развития людей. Клоунада - это немного другое. Конечно, тот юмор, который был в 60-х, сейчас будет не так актуален. Искусство клоунады может быть более-менее современным. Но человек, садящийся мимо стула, или человек, плачущий от лопнувшего шарика, - это всегда вызывало и вызывает смех. Поэтому очень тяжело изжить клоунаду, хотя юмор действительно изменился. Это пятно, которое не вытирается временем. 

- У тебя был когда-нибудь страх, что ты выйдешь на сцену, а людям будет не смешно? 

- Он у меня до сих пор есть. Ведь люди приходят каждый раз разные - со своими настроениями и проблемами. И увидев клоуна, хотят чтобы он их посмешил, да так, чтобы сразу стало радостно. Но на клоунаду все по-разному реагируют: кто-то слегка улыбается, кто-то смеется. 

Да, у меня были случаи, когда зрители не смеялись. Тогда я пытался найти какой-то другой подход. Например, пытался показать им хорошего артиста, чтобы им хотя бы было интересно смотреть выступление.

- Какая публика восприимчивей: мужчины, женщины или дети?

- Все восприимчивы, просто к каждому нужен свой подход. В воинских частях, где мы работали, был востребован юмор с остринкой: свидания, женщины... В женских колониях мы делали упор на лирические репризы. В детских домах - наоборот, смешили детей - лицом в торт падали, например. А когда публика смешанная, то нужно найти язык. Ведь одни и те же вещи можно рассказывать разным языком. Даже одна и та же реприза у каждого клоуна может звучать совершенно по-другому. На это влияет и глубина артиста, и его эрудированность, и взгляды на жизнь. Публику не обманешь.

- Как ты думаешь, что самое сложное в твоей профессии?

- Много чего. Например, убедить зрителей в том, что ты хороший артист. Держать их на протяжении всего спектакля. Сделать так, чтобы им захотелось еще придти. Ну или хотя бы, чтобы они о тебе не забыли, пока идут до метро. 

- Клоунада оказывает какое-то влияние на твою жизнь за сценой?

- Клоун - это философия, которая влияет на жизнь хотя бы тем, что помогает справляться со всевозможными жизненными ситуациями. Она позволяет посмотреть на многие вещи совершенно с другой стороны. Клоун ведь постоянно живет в мультике. Когда скучно, я, например, представляю, что иду по инопланетным лесам, зверюшек всяких вижу...

Это такое своеобразное состояние души. Когда я познакомился во время совместной работы с Олегом Константиновичем Поповым, то меня поразил его взгляд на мир. Этот великий человек приходил в кепочке, стучал к нам в вагончик и забирал нас на блошиный рынок. Это его сущность- всюду находить что-то интересное. Поэтому и были все эти блошиные рынки, где можно было найти что-то для репризы. Клоун не может быть клоуном до 18 часов, а потом превращаться в нормального человека.

amp-next-page separator