На дне: почему «Титаник» до сих пор притягивает самых богатых людей планеты
На прошлой неделе глубоководный аппарат «Титан» с пятью миллиардерами на борту отправился к месту гибели лайнера «Титаник», чтобы приобщиться к тайнам знаменитой морской катастрофы. Увы — экспедиция оборвалась трагически: батискаф потерпел крушение, не дойдя до «Титаника» всего полкилометра. «Вечерняя Москва» узнала у председателя Историко-исследовательского сообщества «Титаника» Максима Полищука, можно ли было избежать катастрофы и какие тайны все еще хранит легендарный лайнер.
— Аппарат подобного типа, как «Титан», оснащается аварийным буем, который подает сигналы бедствия в случае экстремальных ситуаций. Но поскольку сигнала не было, можно было догадаться, что случилось худшее. Это трагическая случайность, но для нее, возможно, были предпосылки. Компания OceanGate возобновила экспедиции к «Титанику» в 2021 году после долгого перерыва. Последняя экспедиция до этого была организована в 2005 году — кстати, с командой Института океанологии имени Ширшова, на борту глубоководных аппаратов «Мир». Аппараты «Мир-1» и «Мир-2», которые использовались на съемках фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона, это мощные машины: могут погружаться на 6000 метров, проводить аварийно-спасательные работы и так далее.
А в 2021 году использовался уже батискаф «Титан». Часть экспедиций пришлось отменить — из-за технических неполадок, информация о которых до сих пор не опубликована, подробностей мы не знаем. В прошлом году одна из экспедиций стала сенсационной: была создана первая подробная карта обломков «Титаника». Даже с учетом стоимости «билетов» около 250 тысяч долларов (более 20 миллионов рублей. — прим. «ВМ») желающих посетить обломки много. Более того, из тех, кто погружался год назад, некоторые решили туда вернуться — настолько история «Титаника» завораживает людей во всем мире.
Большая находка
Развалины «Титаника», затонувшего в 1912 году, нашли только в 1985 году. Американо-французская команда исследователей обнаружила легендарные руины — с помощью глубоководного аппарата «Арго». «Мы почувствовали, будто пляшем на чьей-то могиле, и это нас смутило», — рассказывал потом руководитель операции океанограф Роберт Баллард.
Вдохновили Кэмерона
Вдова хозяина затонувшего батискафа Стоктона Раша, Венди Вейл — праправнучка пары, погибшей на лайнере. Ее пращуры, магнат Исидор Штраус и его жена Ида прожили вместе около 40 лет. На «Титаник» купили билеты по 2560 долларов (сегодня это 68 тысяч долларов, или более 5,5 миллиона рублей) — в первом классе. Когда началась эвакуация, Штраусы отдали свои места в шлюпках женщинам с детьми. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, вместе и умрем», — отвечала Ида, когда ей предложили спастись одной. Благородную пару Джеймс Кэмерон очень точно «возродил» в своем голливудском шедевре.
Символ отваги
Оркестр на борту тонущего лайнера продолжал играть, чтобы успокоить пассажиров. В 2013 году в Лондоне продали скрипку одного из отважных музыкантов, Уоллеса Хартли — за 900 тысяч фунтов стерлингов (около 100 миллионов рублей).
Потерянный шедевр
Самой дорогостоящей потерей стала картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне». Ее владелец, шведский бизнесмен Мориц Бьернстем-Стеффанссон, оценил произведение в 100 тысяч долларов (около 2,4 миллиона в нынешнем эквиваленте), когда подавал претензию к судоходной компании — хозяевам «Титаника». Никто больше не осмелился просить такую большую компенсацию за один предмет багажа.
Главный экспонат
С момента начала экспедиций к «Титанику» со дна было поднято более 5,5 тысячи предметов — от дверных ручек до бриллиантовых украшений. Самым важным артефактом считается колокол, в который члены корабельной команды, впередсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли, ударили три раза, заметив роковой айсберг. Хранится колокол в коллекции компании — держательницы прав на поднятые артефакты RMS Titanic.inc, входящей в китайский консорциум EM Group. В данный момент колокол не выставляется.
Меню за 100 тысяч
В первый день путешествия в ресторане «Титаника» подавали куриный суп, ветчину со шпинатом, жареную курицу. Это известно из меню, которое продали на аукционе за 100 тысяч фунтов (почти 7 миллионов рублей) в 2018 году. Всего в мире существует около 10 меню с «Титаника». Так, мы знаем, что последний ужин в 1-м классе состоял из 11 блюд. Устрицы в мартини и черная икра, потом — семга с горошком, утка с финиками и яблоками.
Свисток да штурвал
Второй по значению в истории артефакт — основание штурвала, за которым стоял рулевой «Титаника» Роберт Хиченс. Также хорошо сохранился гудок. А беспроводной передатчик Маркони, через который радисты до последнего отправляли сигнал о помощи, и судовой журнал пока так и остаются на дне океана.
Автомобиль был!
В «Титанике» Джеймса Кэмерона в качестве антуража присутствует автомобиль. Именно в авто разворачивается культовая романтическая сцена между героями Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Автомобиль на самом деле был на борту. Но перевозили его не целиком, а в разобранном виде. Хозяева машины — супруги Картер с детьми — спаслись. Впоследствии глава семейства потребовал от компании-перевозчика 5000 долларов компенсации за автомобиль и 300 долларов за собак, погибших в катастрофе.
Тайны кают
В гостиной каюты люкс С-55, где путешествовала чета Штраусов, находится одна из самых ценных вещиц «Титаника». Это особой красоты каминные часы: они до сих пор находятся на своем месте, а за циферблатом, покрытым вековыми отложениями, можно попытаться разглядеть стрелки часов, которые навсегда остановились в тот момент, когда океанская вода захлестнула их.
Корабль-призрак
Сто лет назад катастрофа на «Титанике» унесла жизни более чем 1500 пассажиров и членов экипажа (спаслись 711 человек). Человеческих останков в руинах лайнера уже не найти: моллюски и «агрессивный» состав воды не оставили скелетам шансов сохраниться. По соглашению между Великобританией и США корабль признан мемориалом, его корпус закрыт для подробного изучения.
Взорвался из-за давления
23 июня береговая охрана США подтвердила обнаружение обломков батискафа «Титан». Пять крупных фрагментов миниатюрной подлодки были найдены в 480 метрах от носовой части «Титаника». Их расположение и характер повреждений указывает на то, что на батискафе произошел «катастрофический взрыв»: корпус судна не выдержал гигантского давления воды. Субмарина сжалась, как жестяная банка, и разлетелась на клочки. На борту находились миллиардер Хэмиш Хардинг — большой любитель экстрима: летал в космос и погружался на дно Марианской впадины, — а также «форбс» из Пакистана Шахзада Давуд и его сын Сулейман, исследователь и пилот Поль-Анри Наржоле и основатель Ocean Gate Стоктон Раш, организатор погружения. Все погибли мгновенно — за долю секунды.
Билеты по космической цене
Создание и, главное, обслуживание аппарата, вмещающего пять человек, способного опускаться на глубину почти 4 километра, — сложнейшая техническая задача, требующая больших затрат. Дорого обходится и логистика, и организация погружения, и научное сопровождение экспедиции.
Спасла интуиция
После трагедии американский бизнесмен Джей Блум сообщил в соцсети, что Стоктон Раш, хозяин «Титана», приглашал его с сыном на экскурсию к «Титанику», предлагал скидку в 100 тысяч долларов. Но Блум отказался, сославшись на занятость. Их с сыном места достались пакистанскому миллиардеру Шахзада Давуду и его сыну.
А кому духи!
Глава парфюмерной компании Sparks, White and Co. Адольф Заальфельд вез в Штаты 65 флаконов модных духов — на продажу. Хозяин спасся, бросив парфюмы в каюте. В 2000 году духи подняли, распечатали — и изумились сохранности ароматов! Парфюмеры восстановили 62 из 65 композиций и выпустили их в 2012 году к столетию гибели «Титаника».