Итоги саммита НАТО в Вильнюсе
11–12 июля в Вильнюсе состоялся саммит НАТО. На два дня литовская столица превратилась в крупную площадку для обсуждения вопросов, волнующих альянс. Одной из главных тем стал украинский кризис, а также перспектива вступления Украины в Североатлантический альянс. «Вечерняя Москва» разбиралась, как прошел саммит и какие перемены могут произойти из-за принятых там решений.
Новые гарантии
11 июля генеральный секретарь западного военно-политического блока Йенс Столтенберг заявил, что инструктора НАТО готовили украинские войска начиная с 2014 года. Он отметил, что в НАТО намерены продолжить обучение украинских пилотов полетам на истребителях F-16. Столтенберг также пообещал, что Украину будут и дальше обеспечивать новым оружием и боеприпасами.
Утром 12 июля США анонсировали объявление гарантий безопасности для Украины. В сообщении Белого дома было сказано, что президент США Джо Байден вместе с лидерами стран «Большой семерки» и Владимиром Зеленским выступят с заявлением, в ходе которого объявят о новых мерах поддержки для ВСУ.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал гарантии G7 для Украины посягательством на безопасность России. По его словам, РФ считает такое решение потенциально опасным.
Членство в НАТО
Вопрос вступления Украины в НАТО сейчас не стоит, заявил 12 июля советник американского президента по национальной безопасности Джейк Салливан. По его словам, такое решение означало бы прямую войну между Россией и США.
Он также отметил, что в ходе саммита Украине не предоставили точную формулу для вступления в блок. Салливан подчеркнул, что США прекрасно осознают желание Украины скорее стать членом альянса, однако «украинский конфликт довольно динамичный, и НАТО важно сохранять гибкость в такой ситуации».
С не менее обтекаемой формулировкой выступил и Столтенберг. По его словам, Украина может быть принята в НАТО, только если это решение поддержат все участники альянса. Столтенберг также затруднился назвать конкретные сроки принятия Украины в Североатлантический альянс, пояснив, что этот процесс нельзя загонять во временные рамки.
Политолог Юрий Светов в беседе с «Вечерней Москвой» выразил мнение, что у Североатлантического альянса не было планов приглашать Украину в свой состав.
— Никто Украину и не собирался брать в НАТО — это она сама туда собралась. Все четко и ясно объяснил президент США Джо Байден: закончится вооруженный конфликт — тогда Украину возьмут, особенно если она победит. Никто не хочет лобового столкновения с Россией из-за Украины. Поэтому ей и обещают оружие и боеприпасы, наемников, разведданные — что угодно, только не членство в НАТО, — объяснил эксперт.
Поставки оружия
По мнению Светова, интенсивность поставок после саммита может вырасти.
— Слова о том, что НАТО не интересуют «красные линии» президента РФ Владимира Путина, означают, что будут поставлять все что угодно. Только заговорили о том, что французские ракеты SCALP (такие же, как Storm Shadow) могут быть поставлены, как вчера выяснилось, что они уже поставлены. Думаю, что и все другое (в частности, ракеты ATACMS, о которых якобы идет обсуждение в Белом доме), скорее всего, уже на Украине. И летчиков готовят на самолеты F-16. Все идет полным ходом, и они будут продолжать это делать, — уверен специалист.
Эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Кошкин в разговоре с «Вечерней Москвой» высказал мнение, что поставки оружия после саммита будут продолжаться ровно в тех объемах, чтобы конфликт шел в нужной Западу интенсивности.
По словам Кошкина, Запад активно работает над тем, чтобы исправить ранее допущенные ошибки.
— Поставленная Украине бронетанковая техника оказалась недостаточно эффективной, она не смогла удивить Запад. Даже в западной аналитике никто не допустил мысли, что контрнаступление так захлебнется. Все были уверены, что взломают первую, вторую, даже третью полосу. Но никто не думал, что все уничтожат в предполье. Исходя из этого, Запад сейчас думает, сколько поставлять вооружения, чтобы вооруженные силы Украины не рассыпались, — пояснил политолог.
Выпады Зеленского
Еще до саммита украинский лидер заявил, что в ходе саммита в Вильнюсе НАТО явно не планирует обсуждать вопрос принятия Украины в свой состав. По его словам, отсутствие временных рамок и «странные условия» для приглашения Украины в Североатлантический альянс — «беспрецедентное и абсурдное» решение.
Такое поведение Зеленского вызвало ярость у делегации Соединенных Штатов в Вильнюсе, сообщают обозреватели газеты Washington Post. Они отметили, что дипломатам стран НАТО не понравилась подобная тактика ведения переговоров.
Агентство Bloomberg также сообщило, что во время совместного ужина лидеры стран НАТО призвали украинского президента «остыть» после критики, которую тот высказал в адрес альянса.
Светов отметил, что поведение Зеленского никак не скажется на его взаимоотношениях с НАТО.
— Это все сделано, чтобы подсластить пилюлю. Украинская власть твердила населению, что в июле Украину примут в НАТО и за нее вступятся и будут воевать, однако ничего не случилось. Резкости, которые себе позволил от отчаяния Зеленский, предназначены для внутреннего потребления на Украине, а снаружи ничего не изменилось. В НАТО по-прежнему только один начальник: политический в лице президента США и военный, который командует вооруженными силами в Европе (и это всегда американский генерал), — объяснил политолог.
Что будет дальше
По словам Светова, фактически под видом обсужденных на саммите гарантий Украине замаскированно предложили обычное продолжение поставок оружия.
— Кроме гарантий G7 будут подписаны двусторонние соглашения между Украиной и другими странами. Но вопрос — какова цена этих гарантий, что они будут гарантировать Украине? Поддержку оружием и разведданными или гарантировать ее безопасность? А гаранта с другой стороны — РФ — будут спрашивать? Нет. Поэтому никакие это не гарантии, а просто продолжение поставок, — уверен эксперт.
Такого же мнения придерживается Кошкин. Назвав поставки оружия ВСУ «обеспечением безопасности Украины» и придав этому процессу якобы другой смысл, по факту Североатлантический альянс не стал менять свой подход, заметил специалист.
Однако одно принципиальное отличие от прежнего положения дел после саммита все-таки будет, подчеркнул политолог.
— Зачем в НАТО придумали концепцию двусторонней поддержки? Чтобы было видно, кто и на какое количество техники заключил договоры с Киевом. Например, была контактная группа по Украине в Рамштайне. Там все было без разбору — кто сколько даст. Сейчас в НАТО подчеркнули, что такие вопросы будут ставиться четче, — пояснил Кошкин.
Кроме того, отметил эксперт, одной из главных тем саммита стало повышение квот — сумм, которые каждая страна НАТО должна платить в общий фонд. В альянсе подчеркнули, что хотели бы видеть в общем фонде не менее двух процентов от ВВП каждой страны.
Однако в 2014 году такой показатель смогли выдержать лишь США, Германия и Греция, в 2022 году к ним присоединились Польша и страны Балтии. Страны НАТО принципиально не желают увеличивать военные расходы, однако теперь на них будут давить и всячески выворачивать руки, заключил политолог.