«Поступили как звери»: почему Норвегия отказала в экстренной посадке российскому лайнеру с умирающим пассажиром на борту
Норвегия отказала в вынужденной посадке российскому самолету с умирающим мужчиной на борту. «Вечерняя Москва» узнала у специалистов, что должны были предпринять власти Норвегии в этом случае.
Что случилось
Воздушное судно авиакомпании Nordwind Airlines совершало полет из Москвы на кубинский курорт Варадеро. Во время полета у одного из пассажиров открылось язвенное кровотечение, но экипажу не разрешили сделать вынужденную посадку в аэропорту. При этом власти Норвегии заявили, что разрешили российскому лайнеру использовать воздушное пространство страны, чтобы «быстрее долететь обратно».
Самолету пришлось развернуться и вылететь в Москву, чтобы оказать помощь пассажиру. Борт прилетел в аэропорт Шереметьево, откуда мужчину госпитализировали в больницу.
Что предусматривают международные правила
По словам авиатора Дмитрия Шаповалова, Норвегия должна была разрешить посадку самолета, несмотря на политическую обстановку, потому что речь шла об угрозе жизни.
— На борту был умирающий человек, в Норвегии об этом знали, но запретили сажать самолет. За такое поведение их казнить надо. Если бы у них загорелся самолет на границе с Россией, они бы посадили его без разрешения, а здесь на кону была человеческая жизнь. Это весомое основание, — сказал эксперт.
По международным правилам ИКАО (Международная организация гражданской авиации — прим. «ВМ») экипаж обязан обеспечивать безопасность пассажиров, подчеркнул Шаповалов.
— Какие здесь могут быть еще правила? Когда на кону стоит человеческая жизнь, нужно думать прежде всего об этом, — уверен собеседник «ВМ». — Сами они говорят о какой-то демократии, а на деле совершают такие бесчеловечные поступки.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник подтвердил, что власти Норвегии приняли абсолютно бесчеловечное решение.
— Лишний раз убеждаюсь: какими недоумками были, такими и остались. Вот у них есть в голове какая-то установка, они ее и придерживаются. А то, что человек на борту может умереть, поэтому нужно проявить элементарное человеческое сострадание, им просто непонятно, — сообщил он.
Он добавил, что любой российский диспетчер взял бы на себя ответственность и самостоятельно дал бы разрешение на посадку борта, несмотря на недовольство начальства, потому что речь идет о жизни людей.
— Они поступили как звери. Так могли поступить только нелюди, которые не понимают ценности человеческой жизни. По правилам ИКАО были все основания для экстренной посадки самолета. Экипаж запросил ее, но она не была одобрена, — сообщил Сытник.
Он напомнил, при каких обстоятельствах самолету должны разрешить посадку в любом аэропорту:
- На борту пожар;
- Отказала гидросистема;
- Отказало управление;
- В случае болезни пассажира на борту самолета.
Во многих ситуациях, по международным нормам ИКАО, экипаж должен принять решение о посадке, и все цивилизованные страны придерживаются этих правил, но Норвегия не стала, заключил он.
Похожие случаи
Этой осенью похожий случай произошел в аэропорту Шереметьево. Внеплановую посадку 18 октября совершил самолет авиакомпании Air India, летевший из Дели в Лондон. Во время полета один из пассажиров почувствовал себя нехорошо. Экипаж лайнера быстро оповестил о самочувствии пассажира диспетчеров, после чего было принято решение совершить посадку в Москве.
В аэропорту гостя осмотрела команда медиков и приняла решение о его госпитализации в Химкинскую областную больницу.
А этим летом снова самолет авиакомпании Air India, летевший из Дели в Сан-Франциско, экстренно посадили в Магадане из-за неисправности двигателя.
В самолете находились 232 пассажира и 11 членов экипажа. Из-за большого количества людей на борту разместить всех в гостиницах не удалось, поэтому в отелях остались только дети. Женщин с детьми поселили в здании общежития медицинского колледжа в Магадане, а остальных отвезли на ночевку в школьный спортзал поселка Сокол.
«Вести-Магадан» опубликовал телесюжет о помощи пострадавшим, где можно было увидеть условия, в которых содержались люди. На полу были организованы спальные места на матрасах, а в столовой готовили завтраки, обеды и ужины — причем повара старались учитывать особенности иностранных гостей, потому что многие из них не ели привычную для российских жителей пищу.