Политолог Александр Бобров: Нам нужны те, кто думает о себе
В России 15 марта стартуют президентские выборы. Но, помимо россиян, в этом году на выборы пойдет почти половина населения Земли. Кто станет новым президентом или войдет в состав парламента, должны определить в странах, где суммарно проживают четыре миллиарда человек. Этот год может запустить цепочку кардинальных политических изменений во всем мире. Мы решили рассмотреть самые важные для России политические кампании.
Привычная архитектура мира меняется на глазах. Бывшие союзники отказываются от сотрудничества, антагонисты — сближаются, а история в экстренном порядке переписывается. Наступивший год обещает стать одним из самых важных в процессе построения нового мира, поскольку будут переизбраны лидеры в 64 странах. О самых интересных политических кампаниях (некоторые из них не уступают в зрелищности остросюжетным блокбастерам) нам рассказал директор Института международных отношений и управления МГИМО МИД РФ Александр Бобров.
Президентские выборы в США (5 ноября)
Кандидаты: Джозеф Байден (демократы), Дональд Трамп (республиканцы)
Особенность: У Байдена низкий уровень доверия избирателей из-за возраста, у Трампа проблемы с судом.
Комментарий. Выборы в США всегда очень непредсказуемы, поскольку максимально непрозрачны. К примеру, в РФ мы голосуем за кандидатов и простым большинством выбираем нового президента. А в США даже безоговорочная популярность одного из двух кандидатов, будь то Республиканская или Демократическая партия, не гарантирует финальной победы. У них многое зависит от так называемой Коллегии выборщиков. А Коллегия выборщиков избирается пропорционально количеству людей, проживающих в каждом штате. Поэтому каждый кандидат пытается победить не в целом по всей Америке, а в определенных ее штатах.
Одни штаты считаются республиканскими, другие — демократическими, но есть и колеблющиеся штаты, которые иногда голосуют за одного кандидата, а иногда — за другого. Паттерн голосования всегда один и тот же: крупные города вроде Нью-Йорка или Лос-Анджелеса голосуют за демократов, поэтому и в этом случае они будут поддерживать того, кого выберут на праймериз демократы. А «одноэтажная Америка» — штаты Канзас, Солт-Лейк-Сити поддержат республиканцев.
Что касается прогнозов, то у действующего президента Байдена очень небольшие шансы на переизбрание. Его возраст используется соперниками как аргумент против. Вспомним расследование о его физической дееспособности или заявления о прогрессирующей болезни Альцгеймера. Недавно он сделал заявление, в котором перепутал президента Египта с президентом Мексики.
Поговаривают, что если демократы поймут, что Байден — совсем не проходная кандидатура, то выдвинут «темных лошадок», например, нынешнего вице-президента Камалу Харрис или бывшую первую леди США Мишель Обаму. Пока об этом говорить рано, поскольку основной политический сезон в США начнется летом.
А у республиканцев основным фаворитом пока является Дональд Трамп. До недавнего времени ему пытались противостоять другие кандидаты, например, Рон Десантис, популярный молодой губернатор штата Флорида. Но он достаточно быстро снял кандидатуру в пользу Трампа, понимая, что у бывшего президента больше как политического опыта, так и медийной поддержки.
Сценарии могут быть самыми разными. Вполне возможно, что на место вице-президента в команде Трампа претендует наш старый знакомый Такер Карлсон, сделавший интервью с Владимиром Путиным. В своих видео он показал обычную жизнь в Москве и задал вопрос: «Как так получилось, что сейчас жизнь в России по многим аспектам стала лучше, чем в США?» И этот вопрос стал частью республиканской повестки против демократов.
Как это отразится на нас. Трамп для нас ничем не лучше Байдена. Вспомним, что когда Трамп только пришел к власти, он пытался демонстрировать жесткость по отношению к России.
И нет гарантии, что сейчас он будет вести себя по-другому. Сегодня российско-американские отношения находятся на нуле, поэтому по большому счету партийная принадлежность будущего лидера американцев для нас абсолютно не важна. Наше руководство будет работать с тем, кого изберет американский народ.
Всеобщие выборы в Мексике (2 июня)
Кандидаты: Клаудия Шейнбаум, Сочитль Гальвес
Особенность: Впервые в истории два основных кандидата на должность президента Мексиканских Соединенных Штатов — женщины.
Комментарий. В предвыборной гонке принимают участие представительница правящей партии «Морена» Клаудия Шейнбаум и сенатор Сочитль Гальвес от оппозиционных сил. Как в любом латиноамериканском государстве, в Мексике политический спектр разделен на левые и правые силы. От распределения этих сил выстраиваются отношения с США и, опосредованно, с Россией. Правые партии, как правило, хотят сотрудничать с американцами, левые силы — в меньшей степени, поскольку обвиняют американцев во всех своих бедах.
Результат этих выборов повлияет и на выборы в США, где остро стоит вопрос нелегальной миграции из Латинской Америки, проходящей транзитом через мексиканскую границу. Мексика использует мигрантов как оружие, направленное против американцев. Объясняя американцам, почему Россия начала специальную военную операцию на Украине, я привожу аналогию с Мексикой. Если на выборах в Мексике к власти придут силы, которые будут создавать там антиАмерику, страну, которая будет представлять угрозу для США, то будет ли готово мириться с этим американское правительство? И американцам сразу становится понятна логика, лежавшая в основе наших действий в 2022 году.
Как это отразится на нас. По большому счету для России нет разницы, кто победит на выборах — правящая партия или оппозиция. Тем не менее косвенные последствия будут, потому что выборы повлияют на политику в самих Соединенных Штатах. Мексика — это пример того, как соседнее государство может оказывать влияние на ситуацию в более крупной стране.
Выборы в Европарламент (9 июня)
Особенность: Европарламент должен одобрить кандидатуру главы Еврокомиссии, которую выдвинут главы государств в рамках Евросовета.
Комментарий. Институты Европейского союза — это, пожалуй, наиболее антироссийски настроенная часть европейского политического сегмента. Именно здесь и формируется тот антироссийский консенсус, который не позволяет нейтральным по отношении к России государствам, вроде Венгрии, Греции, Кипра, снять санкции. Интересно, что Евросоюзу намного проще отменить антироссийские санкции, чем США. Ведь если хотя бы одно государство Европейского союза не поддержит санкции, то этого будет достаточно для того, чтобы не продлевать их. В то время как в США санкции вписаны в виде постановлений в законодательную базу, поэтому любому президенту, который придет к власти, будет очень сложно это решение пересматривать. С ЕС договориться было бы легче.
Если говорить о политической системе Европейского союза, то на выборах представители национальных политических систем побеждают далеко не всегда. И интересы евробюрократов могут расходиться с интересами правительств отдельных государств.
Раньше нам казалось, что правые больше отвечают национальным интересам России, нежели центристы и левые. Но, как показывает практика, и правые, и левые, и центристы сейчас занимают одинаково антироссийскую позицию.
Они, собственно, и пролонгируют эти санкции.
Поэтому единственная надежда на улучшение отношений — победа на выборах стран, которые будут продвигать собственные национальные интересы. Нам нужна суверенная Европа, которая задумывается о своих интересах, невзирая на евроатлантическую солидарность, та Европа, которая действует не по указке Вашингтона, а понимает, что торгово-экономическое сотрудничество с Россией более выгодно для нее, чем нынешняя экономическая модель.
Как это отразится на нас. На сегодняшний день, независимо от политического спектра, все кандидаты в большинстве своем поддерживают санкции против России. Несмотря на то что национальные правительства ощущают экономические последствия разрыва экономических отношений с Россией, евробюрократия зависит от США, поэтому не хочет выстраивать отношения с нашей страной. Будем реалистами: как бы ни распределились голоса, для нас картина останется прежней.
Президентские выборы в Венесуэле (дата не определена)
Кандидаты: Николас Мадуро, Мария Мачадо
Особенность: Страна находится в состоянии острого экономического и политического кризисов.
Комментарий. На прошлых президентских выборах, в 2019 году, в Венесуэле было два основных кандидата: действующий президент Николас Мадуро и спикер парламента Хуан Гуайдо.
Когда Мадуро победил на выборах, оппозиция посчитала, что у них украли голоса, поэтому Гуайдо сам провозгласил себя лидером Венесуэлы. И его поддержали США, целый ряд европейских государств и некоторые государства в самой Латинской Америке. Но спустя время государства начали сомневаться в своем выборе, мол, какой смысл поддерживать самопровозглашенного лидера оппозиции, если реальный контроль и власть находятся в руках Мадуро? И очень многие отозвали свое признание Гуайдо в пользу отношений с Мадуро.
Основной нарратив оппозиции — большой разрыв между богатыми и бедными и коррупционное государство, где нарушаются права человека. Он традиционно используется оппозиционными силами еще со времен политического крестного отца и предшественника Мадуро — Уго Чавеса. Поэтому нынешний кандидат от оппозиции, Мария Мачадо, вместо набивших оскомину лозунгов о социальном неравенстве разыгрывает «женский фактор», заявляя, что маскулинное венесуэльское правительство совершенно несправедливым образом не пускает женщин в политику. Хотя это абсолютная неправда, поскольку очень долгое время министром иностранных дел у Мадуро была женщина.
Честно говоря, я не думаю, что Мадуро проиграет. Но его переизбрание будет происходить в условиях ожесточенной политической борьбы и огромного давления со стороны США и их глобальных региональных союзников. Как это отразится на нас. Для нас Мадуро предпочтительней любого кандидата от оппозиции.
Венесуэла и Куба — наши ближайший союзники в Латинской Америке. Со времен холодной войны мы поддерживали семью Кастро, поэтому, когда к власти пришел Уго Чавес, «политический сын» Фиделя Кастро, мы начали выстраивать близкие отношения с Венесуэлой.
Венесуэла — лидер всех левоцентристских сил в Латинской Америке. Она поддерживает те государства, где представлены левые, и бросает вызов американскому гегемонизму в регионе. Для этого Кастро и Чавес в свое время специально создали объединение ALBA — социалистический альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Президентские и парламентские выборы в Грузии (26 октября)
Кандидаты: Правящая партия «Грузинская мечта», партия ЕНД и «Платформа победы» под руководством бывшего президента Михаила Саакашвили, который поведет партию на выборы из заключения.
Особенность: Грузию ждут сразу два плебисцита — парламентские и президентские выборы. Выборы в однопалатный парламент более значимы: Грузия — парламентская республика, премьер-министра избирают законодатели, и именно он определяет политику страны, в то время как президент выполняет в большей степени представительские и церемониальные функции.
Комментарий. Как писал Михаил Юрьевич Лермонтов:
Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ.И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, 3а гранью дружеских штыков.
Именно Россия дала Грузии возможность развиваться как отдельный от Османской империи народ, не говоря уже о том, что самосознание Грузинской ССР, как и других союзных республик, сложилось в рамках Советского Союза.
Что касается нынешнего состояния двусторонних отношений, то они сильно пострадали после августа 2008 года, когда грузинские военные напали на российских миротворцев, располагавшихся в Южной Осетии. Эта пятидневная война закончилась провозглашением независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Россия и ряд других государств этот шаг поддержали. А грузинские власти расценили его как экспансию России. Мол, и Абхазия, и Южная Осетия вовсе не независимые государства, а фактически продолжение национальной территории России. И свою политику Грузия пересматривать не готова до тех пор, пока мы не откажемся от поддержки независимости Абхазии и Южной Осетии.
Ожидаю, что в предвыборной гонке будет разыграна карта российских релокантов, которых в Грузии довольно много, в контексте «посмотрите, сколько граждан переехало к нам! Это свидетельство неправильной российской политики». Впрочем, для самих релокантов, думаю, ничего не изменится. Ведь, несмотря на разрыв дипломатических отношений, наши страны исторически очень близки, а экономические и гуманитарные связи до сих пор целы. Посмотрите, сколько грузинских ресторанов открыто в Москве и других городах России! А какое число российских туристов ежегодно посещают Тбилиси или причерноморские курорты просто потому, что они к этому привыкли!
Это и есть наследие нашего общего прошлого. Политические отношения между Москвой и Тбилиси могут быть разными, но перечеркнуть человеческие взаимоотношения, которые у нас с этой страной до сих пор сохраняется, они не могут Как это отразится на нас. В данном случае не имеет смысла даже представлять кандидатов: независимо от того, какая политическая сила придет к власти в условиях разорванных дипломатических отношений, она все равно продолжит обвинять Россию во всех своих бедах.
Президентские выборы в Молдавии (осень)
Кандидаты: Майя Санду, Игорь Додон
Особенности: Действующая власть в Молдове под руководством Майи Санду большую часть времени функционирует в режиме ЧП. Сначала режим был введен в связи с пандемией коронавируса, затем — в связи с «угрозой энергетической безопасности» из-за возможных перебоев в поставках газа. Позже причиной продления назвали ситуацию на Украине. Неоднократно продлевающийся в течение нескольких лет режим ЧП привел к росту инфляции и экономическому кризису.
Комментарий. Сложно оценивать, как будет развиваться ситуация в Молдавии, потому что прогнозы в отношении этой страны не всегда сбываются. Действующий президент Майя Санду ориентирована на США, Евросоюз и на Румынию, являющуюся ближайшим союзником Молдавии. В принципе, Санду имеет шансы на переизбрание, учитывая административный ресурс и огромную поддержку из-за рубежа.
Тем не менее экономические проблемы, с которыми столкнулось это государство, особенно в условиях проведения СВО, все равно влияют на настроения избирателей. Есть вероятность, что во второй тур выборов выйдет Игорь Додон, бывший президент Молдавии. В отличие от Санду он занимает более взвешенную позицию в том, что касается молдавско-российских взаимоотношений. При этом назвать его пророссийским кандидатом нельзя: прежде всего он думает об интересах собственной страны. Но он осознает преимущества тесных взаимоотношений с Россией.
Будучи оппозиционным лидером, Додон возглавил организацию Молдавско-Российского делового союза, пытаясь привлечь российские инвестиции в экономику этой страны. А во времена своего президентства он даже приезжал на 9 Мая в Москву, что говорит о том, что он понимает значимость нашего общего исторического прошлого. Как это отразится на нас. В случае победы Санду антироссийская риторика в Молдавии усилится.
И вполне возможно, что Молдавию готовят к роли второй анти-России после Украины. Поэтому для нас предпочтительнее победа Додона или любого другого кандидата от оппозиции.
ДОСЬЕ
Александр Бобров — кандидат исторических наук, директор Института международных отношений и управления МГИМО МИД России.
Выпускник МГИМО. Заместитель председателя Совета молодых дипломатов МИД России. Основатель, бывший председатель, а ныне — один из научных руководителей Дипломатического клуба МГИМО им. А. Г. Карлова НСО при кафедре дипломатии. Выступает в качестве советника по вопросам менеджмента политических рисков во внешнеэкономической деятельности крупных российских ТНК.
Как с ними жить?
Несмотря на то что 2024-й — год выборов по всему миру, для России по большому счету в международных отношениях ничего не изменится. Сейчас наше общество наконец приходит к пониманию, что нужно ставить себя на первое место в политическом смысле. Это самая правильная стратегия.
А все остальное — это лишь фон, который может создавать какие-то помехи, влиять на то, что происходит в нашей стране, но относиться к этому нужно, как к погоде за окном. Дождь или снег не сорвет наши планы. Да, неприятно, могут возникнуть какие-то транспортные коллапсы, но принципиально на нашу жизнь погодные явления не влияют.
Поэтому из всех кампаний 2024 года для нас самыми важными будут выборы 15–17 марта, где мы будем выбирать новое руководство нашей страны: после президентских выборов будет сформирована команда, которая вместе с президентом заложит основы будущего роста и развития.
Важно, что 2024 год — високосный. А високосный год — это не просто один дополнительный день в феврале, а еще и большие тектонические изменения, которые происходят в международных отношениях.
Вспомним хотя бы пандемию четыре года назад. Это четкий водораздел между 10-ми и 20-ми годами. И если посмотреть, то практически каждый високосный год так или иначе играл важную роль в судьбе нашей страны. И этот год исключением не станет.