Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться
Румыния пытается присоединить к себе Молдавию, этот процесс начат давно. Но в Евросоюзе далеко не все будут рады расширению границ румынского государства. В первую очередь этого не допустит Брюссель. Однако молдавские власти давно грезят мечтой объединиться с европейским соседом, и только автономия в лице Гагаузии этому процессу препятствует. Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» рассказал политолог и общественный деятель Сергей Марков.
Гагаузы многое решают
Накануне глава Гагаузии Евгения Гуцул прибыла в Москву с рабочим визитом. Она заявила, что будет обращаться за помощью ко всем странам мира, если Молдавия решит ввести войска в ответ на объявление независимости Гагаузии, которая не хочет объединяться с Румынией в единое государство.
По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии.
— Гагаузы — это тюркоязычный народ, который впоследствии принял православие. Казалось бы, что Гагаузия является автономией, с которой по большому счету никто не должен был советоваться относительно объединения с Румынией в единое государство. Но так сложилось исторически, что к любым решениям гагаузов присоединяется остальное население Молдавии, — пояснил эксперт.
А в последние годы политика официального Кишинева была направлена как раз на то, чтобы ускорить процедуру евроинтеграции и включения в состав Румынии, подчеркнул Марков.
— Сам Бухарест для этого тоже много чего сделал: распространил среди молодежи мысль о том, что союз двух стран является наилучшим политическим решением, поставил во главе Молдавии руководителей с румынскими паспортами. Казалось бы, все шло своим чередом и могло завершиться объединением, но есть несколько препятствий, с которыми столкнулись обе стороны, — отметил политолог.
ЕС против союза Молдавии и Румынии
Еще одно препятствие для объединения стран — Евросоюз, продолжил Марков:
— Брюссель не приверженец идеи создания в рамках ЕС каких-либо новообразований, которые могут претендовать на звание «Великой Румынии» или «Великой Польши». Спикер отметил, что Евросоюзу нужны, напротив, небольшие страны, которыми проще управлять. А любые возобновившиеся «империи» в перспективе могут в любой момент «восстать против Брюсселя».
В то же время США не против союза Румынии и Молдавии, добавил политолог.
Все давят
По мнению эксперта, к процессу интеграции в состав Румынии президента Молдавии Майю Санду подталкивает Бухарест. Но не только он оказывает давление на молдавского лидера.
— С другой стороны, на Санду оказывает давление Киев. На Украине давно предлагают ей объединить усилия и ввести войска в Приднестровье в качестве отместки России за якобы оккупацию этого региона. Но Санду очень боится, что Молдавия может быть таким образом втянута в водоворот военных событий между РФ и Украиной. Допускаю, что именно по этой причине Санду могла тайно попросить Гуцул, чтобы она очень категорично высказалась по поводу интеграции Молдавии в Румынию и намекнула на помощь со стороны РФ. Это позволит выиграть время по всем направлениям, — предположил Марков.
Спикер уточнил, что у Кишинева одна задача — сохранить свои земли, но не упустить шанс объединиться с Румынией. Однако молдавским властям хочется это сделать без кровопролитий. А это означает, что в обозримом будущем этого не случится и, скорее всего, президент Молдавии попросит дополнительное финансирование у Бухареста на продолжение процедуры «орумынивания» населения.
— Если же ситуация обострится и одна из сторон будет сильнее давить на Молдавию или сам Кишинев согласится на совместные удары с Киевом по Приднестровью или Гагаузии, которая пожелает независимости, то России придется ввести войска, чтобы не допустить акта агрессии в отношении Приднестровья и Гагаузии. Но силы придется продвигать через территорию Одесской области, — заключил политолог.
Между тем Гагаузская автономия может приступить к отделению от Молдавии, если Кишинев примет решение объединиться с Румынией. Об этом ранее сообщила глава автономии Евгения Гуцул. Она подчеркнула: не только жители Гагаузии, но и большинство жителей Республики Молдова не поддерживают направление и политику президента Майи Санду.