Германские военнослужащие на учениях «Великая квадрига 2024» на полигоне армии Литвы в Пабраде, расположенном в 57 км к северу от Вильнюса / Фото: Kay Nietfeld / dpapicture-alliance / ТАСС

Боевые шпроты: зачем страны Балтии провоцируют РФ и к чему приведет их русофобия

В мире

Посол Эстонии на Украине Аннели Кольк заявила, что Таллин готов обсуждать отправку эстонских войск на территорию Украины. «Для нас это не красная линия», — заявила Кольк. Сейм Латвии тем временем принял закон, позволяющий отбирать у владельцев автомобили с российскими номерами и передавать их Украине. Плюс страна планирует выслать в Россию около 800 российских пенсионеров, не сдавших языковой тест. Почему прибалты так агрессивны? Чего они добиваются?

В Латвии — гуманитарный кризис. Страна планирует выслать около 800 граждан старше 60 лет. Причина в том, что они не могут хорошо выучить местную «мову». Большинство стариков — жители Латвийской ССР, которым Латвия, став независимой, отказала в гражданстве, присвоив статус «неграждан» как этнически русским. Часть этих людей впоследствии получили гражданство России, но остались жить в Латвии — ведь в России у них не было ни близких, ни жилья. И вот теперь их высылают.

— Мы планируем поселить людей в пунктах временного размещения в Псковской области, оформить им полисы ОМС, а затем предоставить арендное жилье, — заявил член Совета по правам человека Кирилл Вышинский.

С 2023 года в Латвии в системе образования под запрет попал русский язык. На нем нельзя разговаривать в детских садах, а также в 1-х, 4-х и 7-х классах школ. В 2024–2025 годах им постепенно запретят пользоваться и в остальных классах. Министерство образования запретило факультативы русского языка за счет средств местного самоуправления. А в 2026-м Латвия планирует отказаться от русского языка полностью: будет запрещено теле- и радиовещание на нем, а также театральные постановки.

Боятся и готовы защищаться

Впрочем, в своей русофобии прибалты готовы пойти значительно дальше. Страны Балтии и Польша заявили о готовности ввести войска на Украину в случае серьезных успехов российских военных, пишет немецкое издание Spiegel.

«Страны Балтии и Польша не будут ждать размещения российских войск на их границах, предупредили прибалтийские политики. Они сами введут войска на Украину. И это будет означать, что НАТО станет участником войны», — говорится в статье.

По информации Spiegel, политики из стран Балтии предупредили об этом Германию на конференции в Таллине.

— И поляков, и прибалтов понять можно. Они боятся, — пояснил кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов. — В этом году исполняется 85 лет пакту Молотова– Риббентропа, по которому Россия и Германия, по сути, поделили Восточную Европу. Мы заняли восточную часть Польши, сменили режимы в Прибалтике и присоединили к себе три республики, мы воевали с Финляндией и отобрали у нее часть Карелии, а также прилегающие к Ленинграду территории. Стоит ли удивляться, что сейчас и финны, и прибалты, и поляки — в НАТО? После того как мы зашли на Украину, они опасаются, что их страны — следующие. Ведь 85 лет, по историческим меркам, не срок. Это со времен монгольских завоеваний прошло 800 лет, и Монголия уже не та, никто ее не боится. А Россия по-прежнему сильна и решительна.

Военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин рассуждает:

— С одной стороны, прибалты правы. Если они и правда уверены, что Россия пойдет их завоевывать, то куда логичнее воевать на чужой территории — украинской. Зачем крушить свою инфраструктуру — заводы, жилье, дороги — если можно чужие? К тому же они не одни воевать собираются, а с Польшей, чья армия сейчас считается самой сильной в Европе. С другой стороны, Вашингтон уже не раз говорил, что война отдельных стран НАТО с Россией — это не война НАТО с Россией. Проще говоря — ни США, ни Великобритания свои войска на Украину не отправят, опасаясь ядерного ответа Москвы. И Франция вряд ли отправит: Макрон пока только обещает. А это значит, что воевать придется самим. А сами они боятся — иначе войска давно бы уже ввели: ведь Украине не хватает бойцов уже здесь и сейчас. Мне кажется, что заявления прибалтов — попытка запугать Москву расширением военного конфликта. Риторика конфликта в детской песочнице: «Сейчас как дам больно!» Но совочек-то у них пластмассовый, а не железный.

Хотели быть тиграми

Страны Балтии вошли в Евросоюз в мае 2004-го. Их даже стали называть «балтийскими тиграми», потому что экономика сначала неплохо росла: на 7,5–12 процентов в год. Но первый же кризис 2008 года превратил «тигров» в облезлых дворовых котов.

— Никакого экономического чуда в Прибалтике не было. Как только эти страны вошли в ЕС, их стали накачивать кредитами и дотациями, благо деньги у Евросоюза тогда были, а совокупное население всех прибалтийских государств не превышало пяти миллионов человек — примерно как у Болгарии, — пояснил финансовый аналитик Артем Извольский. — После первого же экономического кризиса инвестиции по большей части прекратились, и сейчас прибалты живут беднее, чем даже во времена СССР. Ну например, госдолг Литвы составляет более 26 млрд евро, или около 40 процентов годового ВВП страны. В России, для сравнения, он составляет 14,9 процента от ВВП: почти втрое меньше.

После вхождения в ЕС, как пояснил эксперт, экономикой стран Балтии стали управлять из Брюсселя. В итоге производство сократилось в несколько раз: были закрыты «дублирующие» предприятия, т.е. выпускающие продукцию, которую уже производят в Евросоюзе. Как результат — огромная безработица. Если в 1990-х годах в Литве, например, проживало 3,7 млн человек, то сейчас — не более двух миллионов: полстраны уехали на заработки. Точно такая же ситуация в Латвии и Эстонии. Согласно данным Евростата, в 2023 году ВВП Литвы и Латвии сократился на 0,3 процента, а Эстонии — на три процента. Также в прошлом году в Эстонии безработица выросла с 5,6 до 6,4 процента, в Литве — с 6 до 6,9 процента, хотя в Латвии она немного снизилась: с 6,9 до 6,5 процента.

— Это довольно высокие показатели, если учесть, что немалая часть экономически активного населения уже уехала на заработки в Европу, т.е. считают только оставшихся, — пояснил Артем Извольский.

Удивительно: на фоне явного экономического кризиса прибалты увеличивают не социальные, а военные расходы. В Литве, например, с начала СВО на Украине военный бюджет вырос почти вдвое. В 2024 году он превысит 2,5 процента ВВП страны. Более того: Литва, как и ее соседи, активно помогает Украине.

«Министры обороны Литвы, Эстонии и Латвии подчеркнули, что поддержка Украины должна оставаться ключевым приоритетом для трех стран Балтии, и подтвердили свое обязательство ежегодно выделять на безопасность и оборону Украины не менее 0,25 процента ВВП», — гласит постановление, которое было опубликовано в конце мая на сайте Минобороны Литвы.

Руководство умом не блещет

Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ, пояснил:

— Прибалты действительно отчаянные русофобы. Но дело не только в том, что СССР их в свое время оккупировал и включил в состав Союза. Во всех трех странах довольно большая русская диаспора, они очень боятся ее политического влияния и всячески стараются от нее избавиться, воспринимая как пятую колонну. Русские в Прибалтике, надо признать, сами во многом виноваты. В 1990-е они не боролись за свои права, не отстаивали свои интересы, ну вот теперь и платят за это — их всячески притесняют. Вообще проблемы у русских есть на любой бывшей территории СССР, кроме Белоруссии, где представителей русского этноса много. И на Украине, и в Казахстане очень боятся русского влияния, поэтому там так сильны националисты. А вот в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Азербайджане, Армении, Грузии к русским отношение более лояльное — потому что их там практически не осталось, одни туристы. Бояться некого.

Что касается прибалтов, то, как считает эксперт, они работают у Запада «моськой, что лает на слона».

— Прибалты — это «моська» на коротком поводке. С одной стороны, поводок резко ограничивает все ее движения — особо не порезвишься, с другой — благодаря поводку хозяин может быстро подтянуть собачку к себе и спрятать за пазуху, — пояснил Владимир Леонидович. — Если конкретно, то прибалты сейчас прячутся за поляков. Они рассуждают так: Польша по силе примерно как Украина. А Украина худо-бедно, но третий год с Россией воюет, и победы России пока не видать. Так что мы можем на Россию и погавкать. Тем более что хозяин — Евросоюз — этот лай всячески одобряет.

Проблема, как считает эксперт, в том, что руководство стран Балтии умом не блещет и способно устроить военную провокацию.

— Вспомните: в 2022 году Литва перекрыла транзит через свою территорию грузов в Калининградскую область — наш отделенный от остальной России эксклав, — пояснил Владимир Жарихин. — Она сделала это по собственной инициативе, явно надеясь, что за нее в случае чего заступятся, потому что сама она против России — ничто. Нет гарантии, что Литва не повторит этот финт. И тогда нам придется пробиваться в Калининградскую область через ее территорию, а это уже война со страной НАТО.

Политолог, директор Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает:

— Прибалты ведут себя так нагло, потому что понимают: реальной войны не будет. Ядерная боеголовка стоит слишком дорого, чтобы использовать ее против любой из прибалтийских стран. Сами же они в считаные дни превратятся из театра военных действий в большой лагерь военнопленных. Да, они могут быть провокаторами, но сколь-нибудь значимыми участниками реального военного конфликта — вряд ли.

Могут стать плацдармом

Игорь Забелин убежден, что недооценивать Прибалтику не нужно.

— Да, армии у них незначительные. Но Прибалтика уже стала плацдармом НАТО у наших границ. Как член альянса она может разместить и уже размещает на своей территории инфраструктуру и войска этого военного союза, — пояснил эксперт.

Он привел в пример Литву, где сейчас расквартирована часть германской военной бригады. В общей сложности в эту прибалтийскую республику прибудут пять тысяч немецких военных. Они будут нести службу на полигонах в Рукле и Руднинкае, а проживание с семьями предусмотрено в Вильнюсе и Каунасе. По данным Минобороны Литвы, Германия до конца 2026 года полностью разместит в Литве тяжелую бригаду с тремя маневренными батальонами и необходимыми подразделениями боевой поддержки и снабжения. В частности, это 203-й танковый батальон из земли Северный РейнВестфалия, 122-й бронепехотный батальон из Баварии, а также многонациональный батальон, преобразованный из боевой группы передовых сил, находящихся сейчас в Литве.

— Простой сценарий: Литва перекрывает калининградский транзит. Мы начинаем прорубать через ее территорию коридор в Калининградскую область. Немцы, разумеется, вмешиваются — за этим их сюда и прислали. Очевидно, они несут потери. Автоматически возникает ситуация войны Россия — Германия. На территории Германии — несколько военных баз США. Причем на некоторых — тактическое ядерное оружие. И тогда затормозить будет уже крайне сложно. Если прибалтами США легко пожертвуют, защищать их вряд ли станут, то немцами они жертвовать не могут — это их главные европейские вассалы. К тому же Германия — самая населенная и экономически развитая страна ЕС. Бросить ее — бросить всю Европу: это не Украина, не Прибалтика и даже не Польша, — пояснил эксперт.

По его словам, то, что немецкую бригаду размещают в Литве — на пути российского транзита в Калининградскую область, говорит о том, что провокация очень возможна.

— Даже обыватель понимает, что ни пятитысячная немецкая бригада, ни армия Литвы — а в ней сейчас тоже около пяти тысяч штыков — Россию не остановят. И даже, очевидно, не затормозят движение ее войск. Так зачем немцев размещают? Чтобы они в случае войны быстро погибли? Ответ может быть один: чтобы втянуть в пограничный, по сути, конфликт, сначала Германию, потом США. Только для этого Прибалтика и нужна.

Эксперт уверен: лучшая защита от провокаций — быстрая и уверенная победа над Украиной и присоединение ее территорий. Тогда провокаторы увидят свое будущее и угомонятся.

СПРАВКА

Страны Балтии получили от СССР очень большое наследство. Латвия — более пятисот крупных промышленных предприятий, почти половина которых работала на экспорт. Например, фабрика парфюмерии «Дзинтарс». С 1940-го по 1980-й год в Литве и Эстонии практически с нуля возникла мощная энергетика — система ГРЭС (Литовская, Эстонская, Прибалтийская), ГЭС (Каунасская) и ТЭЦ. Появились предприятия ВПК, легкой промышленности, современное приборо- и кораблестроение, развитое сельское хозяйство и рыболовный промысел. За 40 лет в Литве общий объем промышленного производства увеличился в 56 раз, в Эстонии — в 46 раз. За годы «советской оккупации» в Прибалтике построили новые больницы, школы и вузы, музеи и театры, а также тысячи километров лучших в СССР дорог и сотни мостов.

ДОСЬЕ

Военное сотрудничество прибалтов и немцев имеет давние корни. Сразу после немецкой оккупации в 1941 году прибалтийские земли стали официально называться Остландом — частью Третьего рейха. Уже в первые недели немецкого присутствия части СС стали принимать на службу «балтийских добровольцев» в свои полицейские формирования. 31 июля 1941 года первая группа из 396 эстонских добровольцев была передана в распоряжение командования СС (Russland-Nord) для использования в полиции. В последующие месяцы СС сформировали несколько батальонов полиции безопасности (Schutzmanns-Bataillone), состоявших из латвийских и эстонских добровольцев, а армия приняла на службу уже восемь эстонских батальонов, причем четыре отправили как боевые подразделения в состав группы армий «Север». В 1942-м был создан Эстонский легион ваффен-СС.

В ТЕМУ

Эстония «прославилась» тем, что первой из провинций Третьего рейха стала «юден фрай», т.е. полностью свободной от евреев — опередив Польшу и даже Германию. К концу января 1942 года почти все оставшиеся на оккупированной территории эстонские евреи были убиты. Уничтожением евреев в городах Эстонии занимались войска СС, местная политическая полиция, полиция безопасности и отряды эстонской военизированной организации «Омакайтсе». «Омакайтсе» и политическую полицию возглавлял эстонец Йоханнес Соодла. 31 января 1942 года он направил донесение в Берлин, в котором сообщалось, что «Эстония уже полностью очищена от евреев». Патриоты «молодой прибалтийской демократии» уничтожили, по разным оценкам, от 15 до 17 тысяч евреев.

amp-next-page separator