Замена Кулебы: чего ждать от нового главы МИД Украины Сибиги
Новым главой Министерства иностранных дел (МИД) Украины вместо Дмитрия Кулебы был назначен Андрей Сибига. До этого он занимал должность заместителя директора офиса президента Украины Владимира Зеленского. На этом посту он запомнился приказом о приостановке консульского обслуживания украинцев призывного возраста за границей. Чего ожидать от Сибиги и не является ли он ставленником Запада, «Вечерняя Москва» узнала у политолога Сергея Маркелова.
Он напомнил, что вся команда Зеленского — это люди, которые, безусловно, ему лояльны. Конечно, президенту Украины нравится сотрудничество с Соединенными Штатами как со «старшим западным братом», который поддерживает. Соответственно, и члены команды Зеленского выживают благодаря этому фактору.
— Все они делятся на явных и скрытых сторонников и противников американского друга Украины. Маловероятно, что Сибига — скрытый парень, который изображает, что он любит США. Сегодня в украинской политике правит система выживания. Важно, насколько ты лоялен к внешнеполитической позиции президента Украины, — рассказал эксперт.
Сибига — не очень публичный, более «кабинетный» политик. По мнению Маркелова, с большой вероятностью он, как и почти все сотрудники МИД Украины, имеет прямое или косвенное отношение к службе спецразведки, в том числе внешней.
— С точки зрения перспективы есть два варианта поведения Сибиги. Первый — остаться более системным, «кабинетным» игроком, а второй — снять с себя завесу такой публичной, информационной секретности и пойти в сторону более публичной жизни, — предположил политолог.
Должность министра иностранных дел в любом случае подразумевает, что будет сложно оставаться в тени. Существует определенная система дипломатических протоколов, которые обязывают быть публичным. По первым выступлениям Сибиги станет ясно, насколько он чувствует себя в своей тарелке и насколько он готов развивать навыки публичности, уверен эксперт.
— Дипломатические службы Украины достаточно слабые. Они не могут заниматься настоящей дипломатической работой, потому что попали в жернова и никуда деться не могут. Поэтому сильных дипломатов сейчас в принципе быть не может. От Сибиги не требуется позиция, как и от большинства министров в украинском правительстве, — отметил собеседник «ВМ».
В связи со спецоперацией, особенностями политики внутри и снаружи Украины накладывается отпечаток на всю деятельность властей. Дипломаты и любые министры страны не могут заниматься своими отраслевыми проблемами — 80 процентов времени они заняты конфликтом, пояснил политолог.
— Точно так же Сибига будет 80–90 процентов времени заниматься пропагандой. Все переговорные процессы, вся дипломатическая работа зачтутся в одно решение — усиление внешнеполитического взаимодействия на благо мифической победы Украины, ее манипуляции партнерами и так далее. Сильным министром Украины сегодня быть нельзя. Можно быть сильным пропагандистом, переговорщиком, исполнителем воли Зеленского или еще какой-либо воли, которую они все придумывают, — заметил Маркелов.
Настоящая дипломатическая работа связана с укреплением взаимоотношений, интеграцией, культурным дипломатическим дискурсом, с различными обменами с общественными организациями. Но на Украине 90 процентов этой работы не требуется, и от Сибиги ее тоже не будут требовать, заключил политолог.