На фото (слева направо): новый император Японии Нарухито и Акихито, который 30 апреля отречется от престола в пользу своего сына / Фото: EPA/Кимимаса Маяма

Почему в Японии ничего не изменится после смены императора

В мире

Император Японии Акихито отречется от престола уже завтра, 30 апреля. А на следующий день вместе с новым императором Нарухито, который взойдет на трон вместо отца, начнется и новая эпоха: Хэйсэй сменится на Рэйва. О том, изменится ли что-то для рядовых японцев после смены императора, «Вечерней Москве» рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.

— Думаю, никаких изменений в экономической, социальной или политической жизни страны ждать не стоит. Это внутренняя японская история. Уходит император, вместе с ним меняется и эпоха, для которой еще 1 апреля было выбрано название. Это традиция, но традиция исключительной важности. В отличие от своего дедушки, который был главой государства и верховным главнокомандующим, Акихито не имеет никакого политического влияния. Согласно конституции Японии, он символ единства нации. Соответственно, ничего не произойдет, — заключил Валерий Кистанов. 

Как отметил эксперт, остальные процессы в стране будут идти таким образом, каким их определило японское правительство. Все продолжит плавно перетекать из эпохи Хэйсэй в Рэйва без каких-либо серьезных изменений. Пожалуй, самым главным вопросом пока остается то, будет ли в третий раз принято решение о повышении потребительского налога. Это главная на сегодня экономическая проблема в стране. Впрочем, даже такое решение придавит потребительский спрос, а это ударит по экономике.

Главным отличием, по словам представителя посольства Китая, станет кардинальное расширение охвата участников и гостей фестиваля / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Важно понимать, что император сам по себе никак не влияет на политический курс Японии. Вместе с тем его присутствие имеет символическое значение. Его используют как инструмент внешней политики, ведь визит императора обозначает благоприятные отношения с той страной, куда он прибыл, и большие перспективы развития. В качестве примера можно привести Вьетнам, куда Акихито прилетал в прошлом году. И сейчас отношения между Токио и Ханоем находятся на подъеме. Таким образом, можно говорить о некой «императорской дипломатии», но ее осуществляет не сам монарх, — объяснил Валерий Кистанов.

С другой стороны, приход нового императора Нарухито тоже вряд ли что-то изменит. Причиной принятия специального закона, позволяющего нынешнему монарху отречься, стало опасение консервативных сил, что начнется борьба за трон между различными политическими силами. Произойти это может, если позволить императорам уходить свободно. К тому же, такое развитие ситуации может привести к дестабилизации как политической  обстановки, так и самой императорской системы в принципе. Потому закон был принят только в виде исключения.

— Впрочем, есть одна весьма любопытная деталь, которая может быть интересна россиянам, и москвичам в частности. Будущий император Нарухито может оказаться несколько более активным на политическом фронте. Во-первых, он очень образованный человек с богатым опытом зарубежных вояжей и курирования значимых социальных и культурных проектов. А во-вторых, его жена Масако по своей первой профессии — дипломат. Она могла стать представителем Японии в ООН, но ради императорской семьи оставила блестящую карьеру. Кстати, в детстве она жила в СССР: ее отец работал советником в японском посольстве в Москве. В детстве она ходила в детский сад на Кутузовском проспекте. Возможно, это тоже может сыграть свою роль. Хотя это больше шутка, чем реальный прогноз, — отметил Валерий Кистанов.

Главным отличием, по словам представителя посольства Китая, станет кардинальное расширение охвата участников и гостей фестиваля / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Стоит отметить, что за почти трехтысячелетнюю историю Японии от престола отреклись 62 императора, получившие связанный с этим почетный титул Дайдзе тэнно, что переводится как «император на покое». По большей части монархи уходили спокойно, передавая правление в руки своих родственников, становясь монахами или посвящая себя науке, живописи, поэзии. Многое тут покрыто тайной, учитывая почти 300 лет самоизоляции страны и эпоху Сэнгоку, называемую эпохой воюющих провинций, когда император был даже менее чем номинальной фигурой.

Последнее отречение случилось 202 года назад, в 1817-м, когда от престола отказался император Кокаку. Он оставил регалии своему сыну Нинко, после чего удалился исследовать традиции дворцового церемониала.

Читайте также: Зачем у туристов хотят отобрать деликатесы

Цветение сакуры отпразднуют в Бирюлевском дендропарке

amp-next-page separator