Речь идет о 16-летней активистке Грете Тунберг, которая в сентябре 2018 года объявила себя лидером общемирового движения подростков под названием «Школьная забастовка за климат» / Фото: Cкриншот видео YouTube (www.youtube.com/watch?v=R6s8YgRH5T0)

Феноменальная популярность Греты Тунберг вызывает все больше вопросов

В мире

Грету Тунберг сегодня называют самым известным подростком планеты. На днях пригласительное письмо на ее имя депутат Василий Власов отправил в посольство Швеции: девушке предлагают выступить в нижней палате российского парламента. Тунберг к трибуне не привыкать: она уже выступала в ООН, аудитории девушка не боится. Но все громче раздаются разговоры о том, что Грета — хорошо продуманный проект и марионетка в чужих руках. «ВМ» разбиралась в ситуации.

Ни голливудские звезды, ни обладатели миллиардов, ни главные политики мира не смогли обрести в наше время такой славы, которую несет на своих плечах 16-летняя шведка Грета. В особом представлении эта девушка с трогательной детской косой не нуждается — о ней и так говорят на каждом углу. У Греты уже появились подражатели, но, особенно после ее выступления на саммите ООН в Нью-Йорке, мнения разделились: одни считают Тунберг рупором молодого поколения, другие — несчастным ребенком, ставшим жертвой обстоятельств и игрушкой в руках циников. И к предложению депутата Власова пригласить Грету в Госдуму все отнеслись по-разному. Например, директор Всероссийского института природы Андрей Пешков счел это пиаром, а Грету назвал «больным человеком, которого используют». Так кто она?

Рупор молодых и страстных

— Вы украли мои мечты и мое детство своими пустыми обещаниями, но мне еще повезло. Люди страдают, люди умирают, целые экосистемы рушатся, мы стоим на пороге массового вымирания, а все, о чем вы можете говорить, — это деньги и сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете?! — голос Греты звенит.

Она произносит достаточно очевидные вещи, но ощущает себя адвокатом планеты:

— Молодежь начинает понимать, что вы предатели. На вас обращены взоры будущих поколений. И если вы подведете нас, обещаю, мы никогда этого не простим. Мир просыпается. Перемены наступают, хотите вы этого или нет.

На молодежном жаргоне это называется кинуть предъяву. И этого достаточно, чтобы для очень многих сверстников Грета стала образцом для подражания. А год назад о ней никто не знал. «Общественное рождение» Греты началось 20 августа 2018 года, после того, как в Европе горели леса. Девочка решила не ходить в школу до выборов в Швеции (9 сентября) и вместо уроков сидела у риксдага (шведского парламента — прим. «ВМ») в одиночной забастовке с плакатом Skolstrejk for klimatet («Школьная забастовка за климат»). Многих подкупила эта полудетская ошибка — «за климат». За два дня до выборов Грета заявила, что продолжит бастовать по пятницам до тех пор, пока Швеция не начнет соблюдать Парижское соглашение.

Поразительно, но об одиночном пикете шведки сразу начала писать мировая пресса. Примерно тогда же начали «вздыхать» люди, разбирающиеся в проблемах экологии. Вот что писал Алексей Куракин, выпускник факультета инженерной философии КВТИУ: «…европейские школьники и студенты хором следуют примеру Греты. Прогуливают уроки, выходят на коллективные акции протеста. Требуют сократить выбросы углекислого газа. Спросите, знают ли они, что антропогенные (связанные с деятельностью человека) выбросы углекислого газа составляют, по разным оценкам, 7–16 гигатонн в год, а Тихий океан выбрасывает в атмосферу — на минуточку! — 80 гигатонн? Они будут только глупо моргать глазами. Знают ли они, что каждый год в результате гибели и разложения растений в средней климатической зоне планеты в атмосферу возвращается примерно 40–60 гигатонн углекислого газа? А потом этот газ опять связывается растениями. Происходят ли из-за таких флуктуаций количества углекислоты в атмосфере глобальные изменения климата? Школота вам не ответит. Для этого на уроки надо ходить, а не скакать по улицам...»

Но это глас вопиющего в пустыне. Механизм заработал. Рейтинги Греты поползли вверх.

За год девочка проделала путь от рядовой школьницы до известного на весь мир политика-экоактивиста, а в ее «Инстаграме» сегодня 7,2 миллиона подписчиков.

Никакой конспирологии

За год общественной жизни в багаже Греты, кроме выступления в ООН, демонстрации перед зданием Европарламента в Брюсселе, поездки в Лондон на акции Extinction Rebellion и в Давос и выступление на Всемирном экономическом форуме. После того как активисты перекрыли несколько дорог в Великобритании и заняли часть лондонского Музея естествознания, девочка стала лицом набирающего силу движения, поддержанного молодежью. В декабре 2018-го она вошла в список самых влиятельных тинейджеров планеты, а в апреле 2019-го — в топ-100 самых влиятельных людей Земли. Ее предложили номинировать на Нобелевскую премию мира. Но прямо пропорционально росту влияния девушки множились и «неприятные вопросы». Как объяснить факт ее популярности? И кто финансирует путешествия ребенка? Грета говорит — родители. Мама-певица и папа-актер. Остается лишь позавидовать доходам «мастеров культуры»!

На «русский след» в этом «проекте» первым намекнул журнал «Форбс», проведя параллель между известностью Греты и российским кибервмешательством в дела заграничные. Цель Москвы, ясное дело, «посеять разобщенность в Европе». Все как обычно. Но есть и другая точка зрения. Ее, например, высказывала Татьяна Шауро из организации «Климатическая сеть в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии»: небольшие экологические движения могут набирать огромные обороты, что с Тунберг и вышло, а теории заговора распространяют те, кому невыгодна озвучиваемая Гретой точка зрения. Другие считают, что у экологов просто не было молодого яркого активиста, но была в нем нужда. И как только кандидат на это место «возвысил голос», его поддержали.

По словам Греты, для нее этот путь начался с сочинения на экологическую тему. После этого с ней связались экоактивисты, она начала распространять листовки, что родителям изначально не нравилось. Из взрослых ее поддерживал лишь ее знакомый бизнесмен, стартапер Ингмар Рентзог. Позже его обвинят в использовании образа Греты для сбора средств.

— Итак, есть девочка-подросток, который априори против всех, — рассуждает политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Спорить с ней бессмысленно, поскольку она ребенок и не обязана много знать. А еще она девочка, имеющая медицинский диагноз. Почему это важно? Так соблюдается политкорректность. С учетом медицинского фактора спорить с Гретой не только бессмысленно, но и неприлично. Этот человек может делать все что угодно, без минимальной опасности для себя. Скажу так: если ее появление — случайность, то это гениальная случайность! Подобран человек, которому противостоять в пропаганде невозможно! К тому же она верит в то, что говорит, и выполняет важную социальную функцию — плавает на яхте, которая стоит столько, сколько мы с вами не заработаем и за всю жизнь.

Почему так? Потому что, объясняет Журавлев, то, за что она борется, — это и правда серьезно.

— Но дело тут не в Парижском соглашении, — уверен Дмитрий Анатольевич. — Великая проблема всех времен — временность любого лидерства стран. Франция была великой державой, Англия, до этого Испания. Перед лидерами каждой страны всегда стоял вопрос о способах продления лидерства — максимально надолго, а желательно навсегда. Сделать это можно двумя способами. Первый: ускорять собственное развитие, что для лидера часто невозможно — он и так первый, и дороги впереди пока нет. Второй: притормозить развитие остальных.

«Экологическая тематика», рассказывает Дмитрий Журавлев, началась не с Греты, и даже не с господина Альберта Гора, ее «идейного» отца.

(Напомним: с выступлениями по защите климата 45-й вице-президент США Альберт Гор объездил десятки городов мира. По слухам, его гонорар за часовую лекцию на тему сохранения окружающей среды достигал 100 000 долларов. В 2007 году Гору присудили Нобелевскую премию мира за исследования по проблеме изменения климата. Метеоролог У. М. Грей назвал «Нобелевскую» теорию Гора смехотворной — прим. «ВМ»).

— Все началось с Аурелио Печчеи и докладов Римского клуба «Пределы роста». Тогда была выдвинута простая, наивная и в общем глупая идея, именно в силу своей простоты очень популярная. Ее суть: поскольку планета наша ограничена, единственный способ выживания — прекращение развития. Ресурсы ограничены? Надо прекратить увеличивать объемы потребления. Но логика Печчеи, и это доказали ученые, неправильная. Развитие и потребляет ресурсы, но и увеличивает их, поскольку превращает в ресурсы вещи, которые раньше ресурсами не были. Грета — третий период этой идеи: Печчеи, Гор, а теперь она.

Выходит, Грета, понимая это или, скорее, не понимая, «работает» на кого-то?

— Да, — убежден Дмитрий Анатольевич. — В действительности Грета работает на американскую элиту. Заметьте: не на промышленника Трампа, который как раз считает, что Америка должна побеждать других за счет того, что бежит быстрее. Грета нужна финансистам из демократического лагеря, главная задача которых, чтобы остальные бежали помедленнее.

Но, как выяснилось, Дмитрия Журавлева беспокоит то, что скрыто на втором плане.

— Грета во многом — новый Гитлер. Эта мысль пришла в голову не мне одному. Боюсь, что и ситуация та же самая… Гитлера выкармливали, чтобы он напал на нас, но он прежде передушил своих кормильцев: сначала вошел в Париж, а затем уже двинулся на Москву. То же и Грета.

И те, кто голосует за ее Нобелевскую премию, и те, кто хлопает ей в зале, слышат лишь одно: «ограничение выбросов». Но она говорила не только об этом! Она говорила: взрослые нас предали. Вот почему я вижу в Грете лидера подростковой революции против взрослых. В условиях современного ювенального сумасшествия за позицией Греты есть правовая основа: она может объявить себя верховным ювенальным судьей планеты. И это страшнее, чем «Парижские протоколы» и прочая туфта.

Идея, что без неправильных взрослых дети смогут отлично жить самостоятельно, тоже не нова. Нечто подобное описано в страшной книге Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

— Поэтому-то озвученная Гретой идея «взрослые нас предали» напрягла меня больше остального, — объясняет Журавлев. — Дети, не испытавшие боли и потому к ней индифферентные, способны на большую жестокость.

А что же другие дети? Та же Саманта Смит?

— Может, она и была «проектом», — рассуждает Дмитрий Журавлев, — но достаточно беззубым. Это был такой, знаете, проект кота Леопольда — «Ребята, давайте жить дружно». Побольше бы таких проектов! Была еще Катя Лычева. И это было другое… Важно понять главное. Цинично и просто: проект «ребенок» — очень эффективен. Саманту и Катю можно рассматривать не более как «пробу пера». Грета — это проект наступательного оружия.

— Я как-то с возмущением отказался от участия в одном проекте, — рассказывает известный психиатр Андрей Жиляев. — На одном из каналов объявили о пришествии второй Ванги. Юная полубезумная француженка, бедный ребенок, бормотала что-то невнятное, а взрослые «переводили» ее лепет, устраивали на нем какие-то безнравственные спекуляции. В истории с Гретой меня возмущает все, от и до. Ребенок нездоров. И все происходящее — манипулирование в чистом виде. Да, Грета высказывает якобы свое мнение, свое видение мира, но на деле оно формируется взрослыми. В целом это классический, но неудачный пример переключения общественного внимания...

Главный вопрос — зачем? Для Дмитрия Журавлева ответ на вопрос, зачем все это раздувается, лежит на поверхности:

— А зачем «раздували» Гитлера? Решали «тактический вопрос». И сейчас причина происходящего — в решении тактического вопроса: под каким соусом запретить Китаю и Индии увеличивать объемы производства. Для этого используется девочка Грета. Но что страшно: ее «накачивают» так, что через какое-то время она может выйти из-под контроля и отломать головы тем, кто ее накачивал.

— Но отчего ее так спокойно принимают в ООН?

— Они действуют как Скарлетт О’Хара, которая повторяла: «Я подумаю об этом завтра». Сегодня какой вопрос на повестке дня? Надо как-то затормозить китайцев. Хорошо, решим его. А потом подумаем — что делать с девочкой.

— За Грету уже страшно. Если все так цинично…

— Элита всегда цинична. Она исходит из постулата, что люди — только они. Ни одна элита не рассматривает остальных существ как людей.

— Но многие взрослые воспринимают Грету позитивно лишь потому, что этот ребенок не сидит в гаджетах, «занят делом».

— Есть такое, да. Но скажу о скрытой опасности. С какого лозунга Грета начинала? «Чтобы остановить экологическую катастрофу, перестаньте ходить в школу!» То есть она или ее помощники и кураторы в виде протеста предлагают людям просто ничего не делать. Это великолепный механизм! Если для протеста надо что-то делать, на это пойдут не все. А если для этого не надо делать ничего, то почему нет?

— Но проект «Грета» мог и не развиться.

— С такими вводными не развиться было крайне трудно. Если у вас в качестве главного метода выполнения задачи стоит безделье, странно не добиться принятия этой идеи! И потом, для нас ведь что характерно? Отсутствие пророка в своем отечестве и принятие того, что хорошо лишь потому, что на нас непохоже. У нас уже была девочка, которая вела блог откуда-то из ванной, а потом выступала в Думе и поучала там кого-то.

— Ну хорошо, а родители? Девочка все же нездорова. Неужели нет страха, что ее состояние может усугубить эта популярность?

— Родители ее поддерживают, как известно. Но ведь если бы не эта шумиха, у них бы не было такой яхты, правда? На Западе, где ювенальная юстиция является идеалом правильного действия, другое отношение к детям и их поведению. Какой-нибудь папа-традиционалист, дерущий своего ребенка ремнем, мог бы напрячься, но лишь в том случае, если он найдет связь между выступлением Греты «за климат» и неповиновением своего ребенка.

— Ну, поставим последнюю точку. Исходя из сказанного, Грета — продуманный проект. А имидж? Милый, искренний ребенок с косой...

— Ее не готовили быть такой. На земле миллиарды людей — ее надо было просто найти. И она нашлась. Идеально соответствующая текущему моменту, особенно понятию толерантности. Но заметьте: как только один человек на Западе начал с ней спорить, его выгнали с работы. Это как? То-то и оно. Но главное: смысл того, что Грета говорит, не имеет никакого значения. И чем глупее ее речи, тем лучше. Поток сознания силен именно тем, что в нем нет содержания. Но это не значит, что он не может «снести» или смыть.

Аналогии

У Греты Тунберг есть предшественница — канадка Северн Куллис-Судзуки, дочь генетика и активиста охраны окружающей среды Дэвида Судзуки. В 9 лет она основала Организацию защиты детей (ECO), в которой детей просвещали на экологические темы, в 12 приняла участие в «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро. Хотя Северн и говорила, что боится гулять из-за «озоновых дыр», жизнь ее сложилась успешно: она окончила Йельский университет, а затем аспирантуру Университета Виктории, стала «этноботаником». В ноябре 2019 года ей исполнится 40 лет, она замужем, воспитывает детей, живет в Британской Колумбии.

Цитата

Владимир Путин, президент РФ:

— Я уверен, что Грета — добрая девочка и искренняя очень, но взрослые должны сделать все, чтобы не заводить подростков и детей в какие-то крайние ситуации, должны оградить их от излишних эмоций, которые могут разрушать личность.

Кстати

По словам Греты, у нее синдром Аспергера, а также обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и селективный мутизм. Ребенку с такими заболеваниями непросто адаптироваться в обществе. Диагноз ставит врач-психиатр после прохождения пациентом спецтеста ADOS. Заболевание считается серьезным: больные, как правило, страдают повышенной тревожностью, часто моют руки, все вокруг пересчитывают. Но диагноз не мешает вести активную жизнь, учиться и работать, ибо формы аутизма бывают разными. Специалисты отмечают, что Грета ведет себя нетипично для человека с таким диагнозом, и подчеркивают: если заболевание и правда выявлено, поездки и выступления — это стресс, способный причинить вред здоровью. Правда, иногда подростки говорят о наличии у них аутизма, чтобы просто привлечь к себе внимание...

Досье

Грета Тинтин Элеонора Эрнман Тунберг родилась 3 января 2003 года. В 15 лет начала протестовать возле шведского парламента с плакатом «Школьная забастовка за климат», призывая к немедленным действиям по борьбе с изменением климата в соответствии с Парижским соглашением. Родители: Малена Эрнман — оперная певица, Сванте Тунберг — актер; дед Греты — актер Улоф Тунберг.

Читайте также: Стерлигов заявил, что Грету Тунберг «используют взрослые дяди»

amp-next-page separator