Колташев считает, что разбирательства с Олегом Тиньковым станут уроком для других крупных предпринимателей / Фото: @olegtinkov / Официальный аккаунт Олега Тинькова в Instagram

«Мы все беззащитны»: за что в Британии задержали Тинькова и что ему грозит

В мире

Основатель и акционер группы TCS Group Holding («Тинькофф банк» и «Тинькофф страхование») Олег Тиньков вынужден остаться в Великобритании до окончания судебного разбирательства с США, сообщает ТАСС. Тинькова задержали в Лондоне по просьбе Службы внутренних доходов США (IRS). Опрошенные «ВМ» специалисты усматривают в аресте политический заказ.

О претензиях IRS известно мало, но речь идет о «налоговых вопросах». Издание Daily Express сообщало, что бизнесмен якобы подал налоговою декларацию о своих доходах за 2013 год с некорректными данными. Что может грозить олигарху и нет ли за решением Британии политического контекста, «Вечерняя Москва» спросила у экспертов.

Урок для российского бизнеса

Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташев видит в запросе Вашингтона попытку дискредитировать российский бизнес.

— США хотят нанести репутационный ущерб российским крупным собственникам и подготовить прецедент для применения жестких мер в других подобных ситуациях, — рассказал он в беседе с «Вечерней Москвой».

Колташев считает, что разбирательства с Олегом Тиньковым станут уроком для других крупных предпринимателей.

— Это урок для российского бизнеса, который выходил за пределы страны, регистрируя фирмы в Лондоне и Гонконге, и постоянно бравировал иностранным характером своего бизнеса. Им придется подумать об изменении отношения к российской экономике. Это не место, где просто берутся деньги для их вывода за рубеж. Они не понимали, что Вашингтонского консенсуса — перевода денег из периферии в центр и наслаждения причастностью к мировой элите — больше не существует, — добавил эксперт.

Вашингтонский консенсус — макроэкономическая политика, рекомендованная в конце XX века МВФ и Всемирным банком для государств с финансово-экономическими проблемами. Это набор мер, нацеленных на усиление рыночной экономики и снижение влияния государства на экономику. Вашингтонский консенсус появился вследствие принятых экономистом Джоном Уильямсоном десяти правил-рекомендаций для стран Латинской Америки.

Есть ли политический контекст?

Колташев считает, что в деле Тинькова политический окрас присутствует.

— Здесь дело не в Путине или в Крыму. Задача состоит, в принципе, в том, чтобы наказать. Если не получается политически взломать российскую государственную систему, то можно попытаться отбирать ресурсы по отдельности у тех, кто одной ногой на Западе, — подчеркнул он.

Главы Фонда защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) Александр Малькевич также усматривает политический подтекст в деле Тинькова.

— Причина политическая. Это давление на российский бизнес, в том числе на перспективный и инновационный бизнес, — сказал он.

Малькевич считает, что аресты Олега Тиьнкова в Британии и российской переводчицы Олеси Красиловой в Испании — оба по просьбе властей США — наглядно доказывают необходимость законодательно прописывать права российских граждан на всеобъемлющую защиту за рубежом.

— Любой человек вне зависимости от его финансового состояния может стать жертвой. В Испании хватают простую русскую переводчицу Олесю Красилову, а в Лондоне — одного из ведущих российских бизнесменов. Мы все беззащитны перед западной системой. Как бы ты ни пытался вести себя позитивно по отношению к Западу, когда есть политическая целесообразность — тебя могут хлопнуть, — добавил политолог.

В отличие от двух предыдущих спикеров, президент Ассоциация российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян сомневается в наличии политической подоплеки в деле Тинькова.

— Политического контекста здесь нет. Налоговые правонарушения англичанами жестко пресекаются, но нужно еще доказать, что правонарушения имеют место, — рассказал он «Вечерней Москве».

Напомним, в апреле 2018 года казначейство США ввело санкции против 24 российских бизнесменов и чиновников, а также 15 компаний. В санкционный список вошли Дерипаска и восемь его предприятий, включая энергометаллургическую компанию En+ и подконтрольный ей алюминиевый гигант UC Rusal. Ввод ограничительных мер против компаний Дерипаски многократно откладывался, а в 2019-м OFAC и вовсе объявило об исключении из-под них En+, UC Rusal, «Евросибэнерго» и группы ГАЗ.

Читайте также: Политолог объяснил, как США «используют» Крым в отношениях с Россией

amp-next-page separator