«Путин — президент, с которым надо считаться»: немецкий депутат рассказала об отношении к России
Немецкая правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» в последние годы стремительно завоевывает электорат в ФРГ. Если на выборах в Бундестаг в 2013 году АдГ заняла лишь седьмую позицию (4,7 процента голосов) и, соответственно, не получила ни одного места в парламенте, то уже на следующем голосовании четыре года спустя партия была третьей (12,6 процента), что позволило делегировать в Рейхстаг 94 депутата.
Феномен невероятной популярности «Альтернативы для Германии», как и многих новых правых течений в современной Европе, кроется в довольно неожиданной евроскептической программе: во-первых, партия жестко критикует политику помощи экономически отстающим странам ЕС, а во-вторых, транслирует резко антиимигрантскую и даже националистическую повестку.
При этом депутаты АдГ неоднократно высказывались за нормализацию отношений с Россией и снятие санкций, а также подчеркивали российский статус Крыма. Все это настроило правящие круги ФРГ против АдГ, фактически сделав партию «изгоем». Так, канцлер Ангела Меркель, которая ранее была председателем Христианско-демократического союза, неоднократно заявляла, что ХДС не будет сотрудничать с АдГ.
Тем не менее это не помешало АдГ в прошлом году набрать 11 процентов голосов на выборах в Европарламент (11 депутатов). Депутат Гамбургского ландтага (орган самоуправления области) от АдГ Ольга Петерзен в беседе с «Вечерней Москвой» выразила уверенность в том, что фактическая блокада партии во внутренней политике не помешает немцам в 2021 году провести АдГ в правящую коалицию.
— До выборов в Бундестаг не так уж далеко. У Ангелы Меркель осталось чуть больше года. Какой может быть правящая коалиция после следующих выборов в парламент?
— За этот год еще многое может измениться. Не будем спекулировать. На данный момент моя партия работает в оппозиции, но я уверена в том, что мы станем достойными партнерами в правящей коалиции, если избиратели подарят нам свое доверие.
— В Германии отказались исключить «Северный поток — 2» из газовой директивы ЕС. Теперь газопровод может остаться полупустым. Почему немецкие власти, которые всячески защищают проект от президента США Дональда Трампа, сами ставят палки в колеса?
— Я очень хочу надеяться на то, что немецкое правительство сфокусируется на пользе от проекта «Северный поток — 2» для нашей страны и станет помогать развитию деловых и дружеских отношений между Россией и Германией. Защищать мало — нужно способствовать!
— Каково отношение немцев к президенту РФ Владимиру Путину? Рассматривают ли они его больше как друга, партнера или соперника ФРГ?
— Мнение о Путине у немецкого населения разнится. Однако в одном месте оно все-таки сходится в одной точке: Путин — президент, с которым на политическом паркете нужно непременно считаться.
— Накануне 9 Мая глава МИД Германии Хайко Маас назвал страну единственным виновником в развязывании Второй мировой войны. Однако мы видим, что в странах Запада ответственность стараются переложить на СССР. В 2019 году Европарламент даже принял резолюцию с осуждением пакта Молотова — Риббентропа как причины войны. Какую позицию разделяют простые немцы?
— Поколение, рожденное в Германии после окончания Второй мировой войны, впитало чувство вины с материнским молоком. Большинство немцев понимают всю тяжесть преступления, навязывания жестокой войны России и другим странам. Они не разделят позицию Мааса или Европарламента, они разделяют позицию справедливости и человечности.
— Одна из главных тем сейчас — коронавирус. Как пандемия повлияла на Евросоюз? Может ли он, скажем, привести к еще одному Brexit?
— Как коронавирус изменил Евросоюз и каждую страну в отдельности, на данный момент сказать трудно. Но однозначно стало понятно: когда приходит беда, каждая страна в первую очередь в ответе за себя и своих граждан.
— Некоторые эксперты полагают, что COVID-19 — разновидность биооружия. У вас не вызывает сомнения версия о естественном происхождении вируса?
— Я не микробиолог, чтобы ответить на вопрос о происхождении COVID-19 с научной точностью. Тем не менее я думаю, что вне зависимости от любого мнения по этому поводу мы должны оставаться в диалоге друг с другом.
— Вирусологи говорят, что осенью ожидается вторая волна инфекции. Германия готова к ней?
— Приходится признать, что к первой волне Германия была готова очень плохо. Я надеюсь, что к возможной второй волне мы успеем подготовиться лучше.
Читайте также: «Германия не виновата»: немецкий депутат объяснил, кто ответственен за развязывание Второй мировой войны