Фото: Twitter / AAEnergyNews

Эксперты рассказали, что будет с рублем после новых переговоров по нефти

В мире

Президент России Владимир Путин 27 мая поговорил по телефону с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом. Пойдет ли Москва на уступки, будет ли продлено действующее ограничение и как поведет себя на торгах рубль, «Вечерней Москве» рассказали эксперты в области энергетики и экономики.

После подписания договоренностей между Россией и Саудовской Аравией в формате ОПЕК+ в апреле экономическое противостояние на мировом рынке нефти может разгореться снова. Новые переговоры в рамках сделки назначены на 9–10 июня. Поскольку саудиты и далее готовы снижать добычу углеводородов, все ожидают решения России.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что Россия должна жестко отстаивать свои экономические интересы.

— Все новости из Саудовской Аравии за последний месяц, начиная с того, что они берут на себя обязательства по дополнительному сокращению нефтедобычи, отмене пособий и повышению налогов, нужны были, чтобы дать понять: «Мы, саудиты, страдаем! Русские, ограничьте добычу, как мы!» На такие разводки нам вестись не нужно. Мы и так пошли на большие жертвы — сократили добычу почти на 20 процентов, — отметил Митрахович.

Аналитик добавил, что мировой рынок оживает, так как поставщики дорогой нефти, типа слабых африканских компаний, попросту исчезают. В случае сокращения производства нефти Россией много мелких неэффективных конкурентов «реанимируются» и хлынут на рынок снова.

— К добыче нефти, стараясь это делать незаметно, возвращаются в США и «сланцевики». Они увеличивают прокачку нефти, утверждая, что «законсервировали старые месторождения». Если это правда, то они просто используют новые скважины или старые запасы. Нельзя идти на то, чтобы в ущерб себе создать благоприятные условия для конкурентов. Тогда все понижения цен на нефть окажутся напрасны, — сказал эксперт.

Станислав Митрахович отметил, что руководство России озабочено прежде всего тем, чтобы не было резкого падения курса рубля. Инфляция, по его словам, бьет не только по экономике, но и по рейтингу власти. Экономист заявил, что рублю не дадут «упасть сильно», но и значительно укрепиться он не сможет.

Эксперт добавил, что в условиях низкого рубля компании-экспортеры чувствуют себя комфортнее, и это также в какой-то мере выгодно для бюджета.

Экономист-аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев считает, что затраты на добычу нефти в России и у ее оппонентов различны, и это должно учитываться.

— Я вижу два главных момента. России тяжело сокращать добычу нефти по сравнению с Саудовской Аравией и США. У саудитов 91 процент скважин дают нефть под давлением — подачу нефти можно регулировать вентилем. Сланцевая американская нефть также позволяет прервать добычу, а затем возобновить ее без особых затрат. Это неглубокое бурение, — отметил экономист.

Коренев рассказал, что в России только два процента добываемой нефти поступает под давлением, остальной продукт качается насосами в труднодоступных регионах при неблагоприятных климатических условиях — на Крайнем Севере или в болотах Западной Тайги.

Экономист объяснил, что остановить насосы, а потом запустить для работы их снова в наших условиях нельзя: через четыре месяца скважина запарафинится, и выкачка нефти станет невозможна.

— Россия в связи с описанными обстоятельствами находится в более тяжелом положении по добыче углеводородов. В марте изначально мы должны были снизить добычу на 300 тысяч баррелей, а пришлось снижать на 2,5 миллиона баррелей в сутки, почти на 25 процентов, куда больше? Поэтому и ограничения не должны быть одинаковыми — это равноценно и нелогично.

Коренев считает, что результат переговоров OПЕК+ будет зависеть от состояния запаса добытой нефти. Он напомнил, что у берегов Калифорнии еще недавно стояли переполненные танкеры. С конца апреля показатель стал улучшаться.

Эксперт разъяснил, что сокращение запасов добытой нефти — «серьезный козырь» для России. Это аргумент для переговоров, ведь ситуация на рынке улучшается.

Экономист заверил, что рубль будет удерживаться от чрезмерных колебаний. В последнее время мы продаем ежедневно валюту на эквивалентную сумму 11–12 миллиардов рублей, это в два раза меньше, чем в апреле. Коренев пояснил, все не так плохо в связи с тем, что цены на нефть не упали ниже.

— Конечно, Центробанк будет держать рубль в заданном коридоре. На мой взгляд, цена доллара будет колебаться в пределах 70–75 рублей. Маловероятно, что рублю дадут подорожать. Но у нас есть крупный импорт, от которого зависит жизнь многих промышленных предприятий, поэтому и упасть ему сильно не позволят.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов заявил, что саудиты помимо отстаивания своих интересов выполняют указания Вашингтона:

— Период самых жестких ограничений в области добычи нефти по договору, который подписала Россия, рассчитан на май и июнь. Далее будет то, что должно быть выгодно России. Я не стал бы называть отношения между Россией и Саудовской Аравией «нефтяным конфликтом». Это просто экономические переговоры, — считает Симонов.

Энергетик сказал, что если речь идет о продлении добычи нефти в пределах 8,5 миллиона баррелей в сутки еще на несколько месяцев, нашу страну это может устроить. Если же речь пойдет о дополнительных сокращениях, по мнению эксперта, действительно, возможен конфликт интересов.

Константин Симонов отметил, что «рисовать сценарий наивно», так как решения могут быть приняты самые разные. Он напомнил, что 6 марта сделка с саудитами развалилась, 9 апреля мы вновь с ними договорились:

— Цены прыгали невероятно, от 60 долларов за баррель до 8, затем — до 35. Рынок хаотичен и мало предсказуем. Кроме того, в «экономическую» сферу часто вторгается политическая. Саудиты во многом защищают интересы США.

Эксперт отметил, что после заключения сделки риторика представителей КСУ резко изменилась. Вначале они готовы были идти на значительные уступки, потом резко пересмотрели позиции и повысили цену на нефть. По мнению Симонова, за этими «перепадами» явно стоит влияние Соединенных Штатов. Он выразил уверенность, что Трамп жестко поговорил со своими «друзьями», так как дешевая нефть не нужна США.

Читайте также: Песков назвал главный итог сделки ОПЕК+

amp-next-page separator