Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Лебединое озеро» — 125 лет: почему балерин лишили крыльев и «вывели» на сушу

Развлечения
«Лебединое озеро» — 125 лет: почему балерин лишили крыльев и «вывели» на сушу
Эпизод из вольной постановки Грэма Мерфи, 2016 год / Фото: Imago/TASS

125 лет исполняется в этом году самому известному, востребованному и очень современному, несмотря на возраст, балету Петра Чайковского «Лебединое озеро».

Сценическая судьба первого балета Чайковского складывалась трудно. Постановка чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера в Большом театре в 1877 году успеха не имела. Известный критик тех лет Герман Ларош отметил «завораживающую» музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны, назвал «скучным, бедным и казенным».

Завесу над тайной «колдовского озера» удалось приподнять только со второй попытки в 1895 году, когда за дело взялись петербуржцы Лев Иванов и Мариус Петипа. Их хореография выдержала испытание временем, а 2-й «Лебединый акт» и «Танец маленьких лебедей» стали мировыми шедеврами.

Сегодня «Лебединое озеро» Петипа — Иванова стал эталоном и моделью для воплощения гуманистической идеи «Любовь сильнее смерти» и предметом ее авангардистского опровержения. Долгие годы балет был частью официоза нашей страны .

Билетами на спектакль награждали передовиков производства, его крутили по телику во время смерти генсеков и дни августовского путча 1991 года. Поход на «Лебединое» в Большой входил в программу официальных иностранных делегаций. По воспоминаниям Майи Плисецкой, танцевавшей этот балет на различных сценах мира более 800 раз, Никита Хрущев на одном из приемов с присущей партийным боссам деликатностью сказал ей, что устал каждую неделю смотреть «Лебединое» («аж тошнота к горлу подкатывает»).

Несмотря на обилие переделок классической версии балета и множество современных постановок, разгадать тайну эмоционально-напряженной, полной драматических коллизий музыки Чайковского до конца не удалось пока ни одному хореографу. Не разрешен спор и о том, что вдохновило Чайковского на написание «завораживающей музыки». Немцы считают, что балет был задуман в Нойшванштайне, романтическом замке короля Людвига II, во время путешествия композитора по Европе в компании брата и их юных друзей — Володи Шиловского и Николая Конради. Швейцарцы уверены, что Чайковского околдовали старинные легенды Шильонского замка о прекрасной принцессе Одетте, обращенной колдуном в лебедя. Факт лишь то, что в «Лебедином озере» нашли отражение раздумья Петра Ильича о несовпадении мечты и реальности, о верности и предательстве, о силе любви, соединяющей сердца даже после смерти.

Первой исполнительницей главных партий в балете Петипа — Иванова была виртуозная итальянка Пьерина Леньяни, покорившая публику невиданными ранее 32 фуэте. Одетту и Одиллию в «Лебедином» танцует, как правило, одна балерина, воплощая идею двойственности души: нежность и чистота против хитрости и коварства. Самые выдающиеся балерины мечтают о партии Одетты — Одиллии, стремясь по-своему представить ее публике. Сменившая Леньяни на Мариинской сцене Матильда Кшесинская, которая сводила с ума виртуозным танцем не только петербургскую публику, но и трех великих князей, стала первой русской балериной, которая с блеском исполняла в «Лебедином озере» 32 фуэте, а затем еще 28 на бис.

Одетта — Одиллия Галины Улановой представляла на сцене «очеловеченную мечту». Строгая мимика, выверенные движения и задушевность — таким был танец Улановой. Одетта Плисецкой олицетворяла собой Мечту — плененную Злым Роком, но непокоренную. Совершенно другой представала балерина в образе Одиллии. Антитеза строилась на художественном контрапункте характеров героинь; не внешним сходством с Одеттой, а колдовскими чарами ведьминского великолепия увлекала Одиллия Принца, заставляя нарушить клятву любви и верности.

«Лебединое озеро» — 125 лет: почему балерин лишили крыльев и «вывели» на сушу Солистка Большого театра Майя Плисецкая в роли Одетты, 1976 год / Фото: ITAR-TASS

Наряду с талантливыми редакциями балета, выполненными Владимиром Бурмейстером в «Стасике» (1953), парижской «Грандопера» (1960) и Юрием Григоровичем в Большом театре (1969), с середины ХХ века стали появляться разные версии «Лебединого озера», не связанные ни с классическим танцем, ни со сложившейся постановочной традицией. Музыка Чайковского являлась лишь толчком для разного рода рефлексий на проблемы современности.

Швед Матс Эк в своей бунтарской постановке 1987 года искусно смешал черное и белое, прекрасное и безобразное — все как в жизни. Его Лебеди «выбрались на сушу», они уже не столь изящны, даже наоборот: приземистые, неуклюжие и лысые, как коленка. Одиллия притворяется Одеттой, а злая женщина — злым волшебником.

Принцу не до любви: он несчастный сын деспотичной матери. На сцене — запутанная психопатическая драма. Британский постановщик Мэтью Боурн известен спектаклем (1995), в котором все исполнители лебедей — мужчины. Это притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей.

Австралийский хореограф Грэм Мерфи вольно отнесся к партитуре Чайковского, поставив в 2002 году балет, в котором предался фантазиям на тему любовного треугольника в королевской семье — намек на принцессу Диану, принца Чарльза и Камиллу Паркер-Боулз. В нем Одетта, вынужденная делить любимого с некоей баронессой фон Ротбарт, не выносит унижения и попадает в психлечебницу.

Одной из последних версий «озера» был спектакль Александра Экмана в Норвежском балете (2014) с кульминационной дракой Черного и Белого лебедей в «устроенном» на сцене озере с 6 тысячами литров воды!

Ныне «Лебединое озеро» — неотъемлемая часть мировой культуры. Для балетного театра оно стало тем же, чем чеховская «Чайка» для театра драматического. А еще «Лебединое озеро» — афишный бренд, под которым можно продать спектакль любого качества.

И ЭТО ВСЕ О НЕМ

— Первые «лебеди» носили за спиной крылья. Избавил их от этого Лев Иванов, который справедливо счел, что они мешают движениям рук.

— Профессионализм: «Десятый лебедь в пятом ряду», — используемый театралами, обозначает актера, не добившегося успеха.

— «Лебединое озеро» вдохновило режиссера Даррена Аронофски на съемки триллера «Черный лебедь» с Натали Портман и Вайноной Райдер в главных ролях. Именно интриги вокруг распределения ролей стали главной сюжетной линией картины.

Читайте также: Российским музеям, театрам и концертным залам поручили создать больше онлайн-проектов

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.