Вузы могут обязать победителей школьных олимпиад сдавать ЕГЭ по профильному предмету
Глава Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов считает, что знания победителей олимпиад нуждаются в дополнительной проверке, поскольку помочь «нужному человеку» на олимпиаде легче, чем на ЕГЭ. Для получения льготы, по мнению Кузьминова, призеры все-таки должны набрать не менее 70 баллов по профильному госэкзамену, ввести который он и предлагает вузам. Данную меру ректор ВШЭ объясняет необходимостью борьбы с коррупцией.
Кроме того Кузьминов предлагает наделить вузы правом разделять ЕГЭ на профильный и второстепенный, поскольку ситуация, при которой набранные баллы абитуриентов по экзаменам суммируются, не подходит вузам. «Приемные комиссии будут сравнивать сумму баллов только профильных предметов, а для второстепенных установят пороговое значение — 60 баллов», – предлагает ректор ВШЭ. Другим вариантом, по мнению Кузьминова, может быть введение повышающих коэффициентов для профильных предметов.
[CDNVIDEO=Видео предоставлено телеканалом "Москва-24"][/CDNVIDEO]
Письмо ректора ВШЭ с соответствующими предложениями направлено в Минобрнауки и Рособрнадзор. В Минобрнауке сказали, что данное предложение «позитивно обсуждаются и с большой долей вероятности будут приняты». Кроме того, министерство уже разослало в вузы письмо с просьбой оценить идею о том, чтобы обязать олимпиадников сдавать профильный ЕГЭ минимум на 75 баллов (а не 70 баллов, как предлагает ректор ВШЭ), пишет газета «Коммерсант».
МНЕНИЕ
Елена Скарлыгина, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова:
– Я считаю актуальным предложение ввести дополнительный экзамен по профильному предмету. К этому подталкивает крайне низкое качество подготовки абитуриентов (а потом и студентов), поступающих к нам с данными по результатам олимпиады. Они с трудом адаптируются в учебном процессе лишь к концу второго курса – это нарушение всей программы подготовки специалистов. Особенно много «липовых» олимпиадников стремятся поступить в столичные вузы из регионов Северного Кавказа – Чечни, Дагестана и других. Да, ЕГЭ расширяет возможности абитуриента при поступлении в вуз. Но отдельная письменная работа (сочинение) дает возможность нам, преподавателям, оценить подготовку абитуриента, его мыслительные возможности, потенциальные творческие способности. А ЕГЭ устраивает многих лишь правильным ответом на вопрос по выбору самого экзаменующегося.
Многие преподаватели вузов сегодня склоняются к тому, чтобы возродить экзамены в прежнем виде. Мы видим, что ЕГЭ, задуманный как противодействие коррупции, в нашей стране превратился в инструмент, усиливающий эту самую коррупцию. Более того, в результате всех усилий, направленных на то, чтобы поднять уровень подготовки школьников перед поступлением в вузы, этот уровень резко снизился и продолжает снижаться. Некоторые абитуриенты, в том числе и олимпиадники, уже не умеют грамотно писать. Что будет следующим – неумение читать?
Условия приема олимпиадников
Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
(Статья 70 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации")
12. Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти:
1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;
2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона.