Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Двенадцать. Судьбы литераторов через призму двух революций

Сюжет: 

Великий век
Общество
Двенадцать. Судьбы литераторов через призму двух революций
Н. А. Долгоруков, иллюстрация к поэме Демьяна Бедного «Главная улица» / Фото: иллюстрацияк, Н. А. Долгоруков. 1951 год.
16 марта в Государственном литературном музее открылась выставка «Двенадцать. Русские писатели как зеркало русской революции 1917 года». И 17 марта наше литкафе возвращает нас к событиям столетней давности, перекликаясь с рубрикой «Великий век». Революция особенно больно ударила по представителям интеллигенции и творческим людям. Их сиюминутную оценку событий и остроту восприятия революционных перемен мы и рассматриваем.

Знаковым и символичным для России числом «Двенадцать» назвал свою знаменитую поэму Александр Блок, признавая при этом, что он и сам толком не понял, что написал… В разные времена эту поэму и трактовали по-разному, видя в «двенадцати» то апостолов, то наряд вооруженных красноармейцев. А в Гослитмузее путем долгого отбора и споров выделили двенадцать имен литераторов, на судьбы и творчество которых революция имела такое разное воздействие. Выбор персоналий можно обсуждать и оспаривать, но он объясним: все эти люди были знаковыми личностями для своего времени. Только, пожалуй, имя Луначарского нуждается в отдельном комментарии — о чем позже.

А ведь всем им казалось, что рельсы жизни уже проложены… Но, налетев на 1917 год, летевшая паровозом жизнь отправилась под откос. Вдруг кончилось все, кроме чернил в чернильнице. И когда перо касалось бумаги — в дни февраля и октября 1917-го, на ней оставались удивительно свежие, острые строки, очень разные — от горьких, с криком, до испуганных и обожженных. Все двенадцать остались в истории, прочно заняв там свое место.

ПОНЯВШИЕ И ПРИНЯВШИЕ

Как было бы просто, если бы соотнесение себя с революцией и причаливание к какому-либо из лагерей определило и дальнейшую судьбу! Но в том и дело, что даже лояльное отношение к новому миропорядку не гарантировало ничего — ни спокойствия и защищенности, ни успеха. И это прослеживается практически во всех судьбах литераторов начала ХХ века.

Скажем, Владимир Маяковский и Александр Блок приняли и Февральскую, и Октябрьскую революции. Выбор обоих поэтов в принципе был однозначным и заранее подготовленным. Так, Маяковский пишет в августе 1917-го: «Россия понемногу откеренщивается. Потеряли уважение. Ухожу из «Новой жизни». Задумываю «Мистерию-Буфф». А в октябре рассуждает: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичейфутуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось. Начинают заседать».

Однако есть в его стихах нечто сквозящее между строк, возможно — даже им самим недооцененное. В «Оде революции» стучит в виски ломкий, колючий набат-подозрение:

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

 Стройной постройкой,

грудой развалин?..

До рокового выстрела оставалось чуть больше десяти лет…

А что же Блок? В марте 1917 года он пишет матери, Александре Кублицкой-Пиоттух из Петрограда: «Все происшедшее меня радует. Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала. Не произойти не могло, случиться могло только в России. Минуты, разумеется, очень опасные, но опасность, если она и предстоит, освящена, чего очень давно не было, на нашей жизни, пожалуй, ни разу. Все бесчисленные опасности, которые вставали перед нами, терялись в демоническом мраке. Для меня мыслима и приемлема будущая Россия как великая демократия. Все мои пока немногочисленные впечатления от нового строя — самые лучшие, думаю, что все мы скоро привыкнем к тому, что чуть-чуть «шокирует».

А в январе 1918-го заканчивает «Интеллигенцию и революцию» фактически признанием в любви дерзновенному Октябрю: «Мир и братство народов вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышатьВсем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию».

Но первые признаки депрессии — не за горами. Что-то в этой благости его душа не принимает и начинает болеть…

До определенного момента судьба была благосклонна к полностью принявшему революцию Демьяну Бедному. Он вошел в партию большевиков за пять лет до революции, пропуск в Смольный получил из рук Дзержинского, а в 1918 году вместе с советским правительством переехал в Москву, где получил квартиру в Большом Кремлевском дворце. 25 октября 1917 года Бедный дышит в одном ритме с революцией и будто подписывает ей дарственную на свою жизнь:

Будет, нет ли — продолженье?

Как сказать? Идет сраженье.

Не до повести. Спешу.

Жив останусь — допишу.

Демьян Бедный первым был награжден боевым орденом за литературный труд (орден Красного Знамени, апрель 1923 года), но впоследствии его подвергли критике и исключили из партии. Впрочем, он вновь смог заслужить доверие, хотя это было и непросто, но былой славы уже не имел.

Принял февраль и один из вождей декадентов Валерий Брюсов. 7 марта в письме Максиму Горькому он отмечает: «Искренно кажется, что все это — сон, магическое наваждение. Все мы ждали и верили, что жданное сбудется «когдато», через годы, и вдруг, чуть не в один день, мечта стала просто правдой. Предвижу, конечно, разные опасности, но все же то, что есть слишком хорошо: почти — «страшно».

Но, судя по всему, все проходит не бесследно: работая в различных отделах Народного комиссариата просвещения, он был выведен бывшими сотоварищами из ряда литературных объединений «за скобки». Ощущая внутренние терзания, уже в конце 1917 года Брюсов пишет, пророчествуя: «Все, что сколько-нибудь несомненно в будущем, — говорит о чем-то трудном, тяжелом и скорбном…»

В 1919 году Брюсов стал членом российской Коммунистической партии (большевиков) и, по мнению многих, по сути «исписался».

А вот Максим Горький, в советские времена подаваемый исключительно как «пролетарский писатель», вернется из эмиграции и даже постарается найти точки соприкосновения с новой властью. Горький аплодировал февралю, а вот за неделю до Октябрьского восстания в статье «Нельзя молчать!» призывал большевиков отказаться от «выступления», боясь, что «события примут кровавый и погромный характер». Большевики не могли простить писателю его жесткой критики «издержек» революции, ее «теневых сторон», а тем более — брошенных в лицо новым вождям обвинений в «уничтожении свободы печати», «авантюризме» и оправдании «деспотизма власти». Конец 1917-го Горький встретил тонко философичными «Несвоевременными мыслями»: «Все подлое и скверное, что есть на земле, сделано и делается нами, и все прекрасное, разумное, к чему стремимся мы, — в нас живет».

Впрочем, вера в человечное и человеческое не спасла писателя от претензий властей. И смерть его до сих пор окутана таинственными недомолвками.

НЕ ПОНЯВШИЕ И НЕ ПРИНЯВШИЕ

Иван Бунин и Зинаида Гиппиус были и остались непримиримыми противниками Советов (в отличие от Алексея Ремизова, который всерьез задумывался о возвращении на родину). Для Гиппиус, прервавшей отношения с Валерием Брюсовым, Александром Блоком и Андреем Белым ввиду несходства взглядов, Октябрь — «царство Антихриста» и торжество «надменного зла». 9 ноября 1917 года она пишет колкие строки:

Как скользки улицы отвратные,

Какая стыдь!

Как в эти дни невероятные

Позорно жить!

Лежим, заплеваны и связаны,

По всем углам.

Плевки матросские размазаны

У нас по лбам…

ГОЛОВА КРУГОМ

Спустя двадцать пять лет скитаний вернется в Россию Александр Вертинский, «богемный» поэт и исполнитель популярных «песенок», кумир света и полусвета. Он уверял, что революция на него «не повлияла никак», однако сценарий его жизни был явно изменен 1917 годом. Бенефис Вертинского в Москве состоялся в роковой для России день — 25 октября. Покидая театр «на трех возках, заваленных цветами и подарками», Вертинский услышал выстрелы на Страстном бульваре. Извозчики мирно «попросят» пассажира: «Слезай, барин. Дальше не поедем. Стреляют». Так обыденно начнется для Вертинского революция, которую он упор- но не хотел замечать… А дальше будет эмиграция, попытки вернуться обратно, и, наконец, возвращение в мрачном 1943 году. Возвращение принесло ему и радость, и дикую боль: при бешеной популярности официальные власти будто не видели исполнителя и поэта... После блестяще проведенного концерта он скончается от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория» в Ленинграде.

Максимилиан Волошин, по воспоминаниям Екатерины Бальмонт, жены поэта Бальмонта, во время февральских событий «один понимал по-настоящему, что такое свобода». Но дальше голова его закружилась от перемен и событий. Уже переехав в Крым, он пишет стихи, сравнивая русскую революцию с французской, проводя аналогию между ними, а тем временем спасает в своем доме преследуемых: красных от белых, а после перемены власти — белых от красных. В 1920-м он пишет «Россию распятую», где осознает: «И тут внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской земли, нового Смутного времени». И намного жестче были его признания, сделанные в Коктебеле в ноябре 1917 года:

С Россией кончено… На последях

Ее мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах…

ИСКАЖЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Любопытно, что отлично вписался в революцию драматург, переводчик, литературный критик Анатолий Луначарский, первый нарком просвещения советского правительства. За долгие годы советской власти его образ и значение трансформировались в сознании большинства, и ныне представление о том, каким был Анатолий Васильевич на самом деле, весьма далеко от истины. Будущий вождь революции дал ему кличку «миноносец Легкомысленный» — таким образом ставя ему в вину некий дилетантизм в ряде вопросов. Однако именно Луначарский «наводил мосты» между интеллигенцией и новой властью и заступался за деятелей культуры перед самим Лениным. Именно к Луначарскому из Полтавы взывал Короленко, прося остановить красный террор, Луначарский, как мог, препятствовал разрушению памятников культуры. В 1920 году нарком возглавил Пролеткульт. Как бы кто к этому ни относился, но за короткий срок около 7 миллионов человек обучились грамоте. Звезда Луначарского начала блекнуть после смерти Ленина, но до 1929 года он бессменно возглавлял Наркомпрос.

21 марта 1917 года в письме к жене Анне из Цюриха он отмечает: «Ленин произвел на меня прекрасное, даже грандиозное, хотя и трагическое, почти мрачное впечатление… Завтра ряд политических разговоров большой важности, в которых, так сказать, решится моя судьба...» О, жизнь! После такого признания Луначарский будто вскользь добавляет: «Купил себе страшно симпатичные часы-хронометр за 36 франков, 5 лет гарантии…», а потом заканчивает мысль: «Но Ленин — грандиозен. Какой-то тоскующий лев, отправляющийся на отчаянный бой».

В октябре 1917 года Луначарский выражает призрачную надежду на приближение постреволюционного мира: «Переворот был сюрпризом и со стороны легкости, с которой он был произведен. Даже враги говорят: «Лихо!» Войска дисциплины не нарушают. Хотя в Зимнем дворце был все же разгром и эксцессы (убийств не было), за которые страшно и тяжко нести ответственность. Что ж делать. Зато, быть может, это приближает мир. Что может быть хуже продолжения чудовищной «узаконенной» бойни на фронтах…» Но все закручивается по спирали. Он обретает себя в рамках новой власти, и, наверное, его позиции и весу должны быть благодарны в том числе и москвичи — это он не позволил разбомбить Кремль и кремлевские храмы…

Но революция выпила его, обессилила. И отправляясь на работу постпредом в Испанию, он и не думает о том, что это путь в вечность — в тихой Ментоне, не доехав до места, выгоревший до срока Луначарский погибает «от сердца»...

СУДЬБЫ «ДВЕНАДЦАТИ»

Владимир Маяковский (1893–1930) Революцию принял — и Февральскую, и Октябрьскую. Покончил с собой 14 апреля 1930 года.

Александр Блок (1880–1921) Cначала с пониманием, потом настороженно отнесся к октябрьской смене власти. Умер от истощения и депрессии.

Иван Бунин (1870–1953) Не принял октябрьского переворота. Эмигрировал в 1920 году. Возвращаться на родину отказался.

Алексей Ремизов (1877–1957) Был категорически против установления советской власти. Эмигрировал в 1919 году.

Максим Горький (1868–1936) Поддерживал Февраль, октябрьский переворот считал преждевременным. Обстоятельства смерти подозрительны.

Анатолий Луначарский (1875–1933) Принял перемены, склонял интеллигенцию на сторону большевиков. Умер от стенокардии в Ментоне.

Демьян Бедный (1883–1945) Революцию принял, но подвергался опале. Вернул себе расположение властей «антифашистскими заметками».

Зинаида Гиппиус (1869–1945) Вместе с мужем, Д. Мережковским, встретила Октябрь с непримиримой враждебностью. Эмигрировала в 1920 году.

Александр Вертинский (1889–1957) Уверял, что революция его не касается. Вернулся в 1943-м, умер от сердечной недостаточности.

Максимилиан Волошин (1877–1932) Смирился с новой властью. Спасал белых от красных и красных от белых. Умер от воспаления легких.

Марина Цветаева (1892–1941) Приняла Февраль, но не Октябрь. После эмиграции подверглась травле. Покончила с собой.

Валерий Брюсов (1873–1924) Приветствовал большевистский переворот, сотрудничал с властями. Тронут не был. Умер в Москве.

ЧТОБЫ ПОНЯТЬ РЕВОЛЮЦИЮ, ПОСМОТРИТЕ НА ПРОИСХОДИВШЕЕ СТО ЛЕТ НАЗАД С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Дарья Каверина, главный хранитель Государственного литературного музея:

- Посетители выставки «Двенадцать. Русские писатели как зеркало революции 1917 года» смогут взглянуть на историю русских революций 1917 года через призму русской литературы и судеб писателей. Несхожесть индивидуальностей этих людей, их судеб и дарований позволяет нам увидеть происходившее сто лет назад с различных, порой прямо противоположных точек зрения. Именно такой подход придает нашему взгляду объем и объективность. Что же касается выбора героев выставки, то он в значительной мере обусловлен наличием в коллекции Государственного литературного музея предметов, связанных с революционными событиями 1917 года.

Связующим элементом двенадцати разделов выставки станет кинохроника, которая будет демонстрироваться на больших экранах на всем пространстве выставки и позволит зрителям погрузиться в атмосферу 1917 года. Важную роль на выставке будет играть звуковой ряд. Предполагается широкое использование записей литературных текстов в авторском и актерском исполнении.

В ТЕМУ

Выставка «Двенадцать. Русские писатели как зеркало русской революции 1917 года» будет работать с 17 марта по 18 мая 2017 года в отделе Государственного литературного музея «Дом И. С. Остроухова» по адресу: Москва, Трубниковский переулок, 17.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.