Римас Туминас поставил оперу об ошибках и потерях
Разумеется, постановки режиссера и раньше вызывали повышенный интерес, но в этот раз Туминас предложил ребус, который пытливые и дотошные зрители пытаются разгадать.
Во-первых, почему два абсолютно разных героя – трагический царь Фив, растиражированный отцом психоанализа Фрейдом как обладатель позорного, противоестественного комплекса, и сказочный персонаж, убивающий своих жен, следуют один за другим (через антракт)? Что между ними общего? Во-вторых, неужели осталась недосказанность в постановке трагедии Софокла «Царь Эдип» на вахтанговской сцене, что через месяц после премьеры (13 ноября 2016 года) Туминас начинает репетировать оперу-ораторию Стравинского? В-третьих, а что если Синяя Борода – тоже жертва «эдипова комплекса» и убивает он, потому что не найдет ту, которая бы заменила ему мать или могла бы сравниться с нею? И еще – вереница вопросов.
Любовь, страх, вызов и смерть – объединяют эти две истории, ставшие мировой мифологией. Русский философ Алексей Лосев в своем фундаментальном труде «Диалектика мифа» дал определение: «Миф – необходимейшая категория мысли и жизни, и в нем нет ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность». Библиотека-музей Алексея Лосева находится на Арбате прямо напротив театра имени Вахтангова, и, конечно, режиссер Туминас перед тем, как второй и третий раз взяться за Царя Эдипа, (первую постановку он осуществил в 1998 году, в Литве) изучил самые важные научные труды на эту тему. Кстати, это не предположение, а факт.
В результате Римас Туминас из двух мифов, двух великих музыкальных сочинений создает единую реальность, в которой царит мрак, хотя по идее должно быть солнце. Два героя (как известно, у Синей Бороды есть прототип – мужественный и богатый рыцарь Жиль де Ре, руководивший ополчением Жанны Д' Арк и ставший магом и чародеем) хотели спасти мир, любили, но… Большой камень в виде склоненной по горизонтали головы Эдипа и каменный замок с семью закрытыми дверями, - каркас, на котором строится спектакль Римаса Туминаса. Надгробный камень, статуя и замок-памятник Синей Бороды, один из которых замок Шантоссе во Франции, - реальные и настоящие. На таких камнях древнего Эпидавра Римас Туминас поставил «Царя Эдипа» для греков. Из Греции он привез в Москву камешки, в которых увидел красоту и символику. Люди исчезают с поверхности Земли, превращаясь в прах и тлен, а страны и города – в руины и камни. Может, в каком-то камне осталась песчинка от Эдипа и от Синей Бороды, от Софокла и от Шарля Перро, от Стравинского и Бартока, от Жана Кокто и от Бела Балажа? Авторы текстов к операм Стравинского и Бартока – Кокто и Балаж – поэты, драматурги, теоретики и практики кино, философы и культовые фигуры первой половины 20 века белым стихом написали свои сочинения к гениальным музыкальным творениям. Оба – поэта-символиста, находившие поэзию там, где ее меньше всего ожидаешь, и не исключение – их либретто к операм Стравинского и Бартока. Для Римаса Туминаса, который всегда боготворит литературный материал, первоисточник, тексты были не мене важны, чем музыка. Красоту, магию и лиричность текстов (либретто Кокто написал на французском языке и по просьбе Стравинского перевел на латинский) Римас Туминас с особой любовью передает в своем спектакле. Чтобы текст дошел до публики, вверху – бегущая строка. И свой спектакль режиссер наполняет символами, возможно, не такими оригинальными и новаторскими, как это делали в своем многогранном творчестве Кокто и Балаж, а более явными, приближенными ко дню сегодняшнему, исходя из определения Лосева, что «миф – подлинная и максимально конкретная реальность».
Одна из главных тем, которую раскрывает Римас Туминас, - тема власти. Царь Эдип и герцог Синяя Борода чувствуют себя абсолютными владыками. Несмотря на то, что власть древнегреческого Царя находится под бдительным оком Богов и оракулов, а также гласа народа, Эдип уверен в том, что он все может и что он – заслужил право носить корону. Синяя Борода – господин в своем замке, который не боится закона и наказания. Настолько он богат и влиятелен. Эдип убил старика, именно старика, защищаясь, но тем не менее на его руках – кровь. Старик – был его отцом. Он боролся за свою жизнь, как боролась за свое счастье и покой его мать Иокаста, приказав убить опасного младенца, - своего сына. Рожденный от чудовищ, он стал чудовищем, когда убил. Одежда Эдипа – цвета крови и власти. Божественная Иокаста – в золоте. Она – царица, мать и жена, преступница и жертва. Иокаста убивает себя, - и тем самым вызывает уважение. Эдип прокалывает свои глаза золотой булавкой Иокасты, и становится героем. И он, и она сами себя наказывают, и этим бросают вызов Богам. Римас Туминас соединяет музыку, поэзию, мифологию и реальность так, как может только Римас Туминас – в близкую каждому зрителю историю. В ненасытной Синей Бороде, превратившей свой замок в адский зловещий и прекрасный сад, зритель мужского пола узнает себя в момент завоевания и покорения. Замок – условное понятие, которое проецируется в зависимости от координат. Две истории, два мифа, две оперы Римас Туминас соединяет в один спектакль, чтобы показать тщетность бунта гордого и сильного человека против мирового порядка и сил неба. Мысль о том, что каждый победитель (Эдип и Синяя Борода – обладатели и победители) – потенциальная жертва и аутсайдер, лейтмотивом проходит через весь спектакль. И Боги и их любимцы не избежали злой участи. За каждым Богом – череда подвигов и преступлений, побед и ошибок. Любимец Аполлона, которому поклонялись Фивы, - поэт Орфей (кстати, любимый персонаж Жана Кокто, к которому он не раз обращался в своих произведениях) нарушил договор, и навеки потерял жену Эвридику. Ошибся из-за нетерпения. Все ошибаются и теряют, вольно или невольно, - и об этом опера Римаса Туминаса «Царь Эдип» и «Синяя Борода». Царь Эдип – как бы жертва рока, Синяя Борода – хозяин своей судьбы, но результат один, - одиночество, мгла, позор, мор и «вечный комплекс».
Конечно, «Царь Эдип» и «Синяя Борода» - не отдельные оперы, а единое сочинение Римаса Туминаса, - симфония с музыкой двух гениев, двух вундеркиндов первой половины 20 века, - русского композитора Игоря Стравинского и венгра Бела Бартока. Красивая симфония, которая доставляет удовольствие и рождает мысли, в частности, о своей конкретной участи.