XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел в Суздале
К разноцветным шарикам были привязаны герои легендарных мультфильмов Федора Хитрука, грядущее столетие которого первым начал праздновать «Суздальфест». Их рисовали несколько суток подряд на картоне, разложенном прямо на полу фестивального центра «всем миром». Замечательный режиссер-аниматор Алексей Демин, возглавлявший импровизированную творческую мастерскую по изготовлению Вини-Пухов, Пятачков, Осликов Иа-Иа, Бонифациев, Сов всех размеров и калибров, привлек к процессу и маститых художников и маленьких детей, которые с удовольствием красили пчел и бочонки с медом.
Шествие Вини-Пухов в итоге превратилось в грандиозное карнавальное шоу, гуляли весь день, а вечером вспоминали виновника торжества – Федора Савельевича Хитрука, воспитавшего практически всех, кто сегодня составляет славу и гордость отечественной анимации.
Конкурс «Суздальфеста» традиционно охватывал авторское кино и кино коммерческое - сериальное и полнометражное. Поэтому и жюри было два.
Гран-при фестиваля был присужден картине «Среди черных волн» Анны Будановой, рассказавшей завораживающую северную легенду об охотнике, который, словно Иван-царевич, похитил шкуру, да вот только не лягушки, а купающейся девушки-тюленя, и сделал красавицу женой. Только вот свободу выбора в подлунном мире никто не отменял, да и природу не обманешь: нырнула как-то тюлениха в прорубь и ушла через прорубь в синее море, оставив на земле и мужа, и сына.
Отметило жюри и другие интересные работы режиссеров, которые в нынешнем году, словно сговорившись, взяли за драматургическую основу стихи различных известных поэтов. Так, Светлана Андрианова подарила нам трогательную сказку про нежные семейные отношения «Двух трамваев», по мотивам стихотворения О. Мандельштама. Стихи поэта-абсурдиста Эдварда Ли стали основой премированной картины Елизаветы Скворцовой «Джони-Бони-Бо». «Лучшей профессиональной короткометражкой» названы «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева, созданные по переведенным на певучий китайский язык стихам француза Поля Элюара. «Лучшим фильмом для детей» стал «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной, а «Лучшим студенческим» назван «The square» Якова Круговых о жизни столь разных людей мегаполиса.
Что касается автора этой статьи, то я бы с удовольствием отметила всеми возможными наградами удивительный по своей философской глубине и безупречный по исполнению кукольный фильм «Добро пожаловать» 22-летней Полины Кутукиной, мастером которой является известный аниматор Мария Муат, автор картин «Дядюшки Ау», «Старуха, дверь закрой», «Шалтай-болтай». Философская семиминутная притча ее ученицы рассказывает о том самом краеугольном камне, без которого рушится любое здание веры. В центре истории - взаимоотношения молодого настоятеля монастыря, готового витийствовать и проповедовать направо и налево, и старушки-монахини, для которой книжные понятия смирения и любви давно уже перестали быть отвлеченными символами и стали сутью ее жизни. Кстати, эту же работу на «разборе полетов», вечерами проводимых мастерами, высоко оценил и Юрий Норштейн. Отметил он и еще одну ленту - «Волчья ресница» Елизаветы Стариковой, мир которой создан с помощью кропотливой техники – работы с песком и черной солью на стекле.
Вообще нынешний год богат на студенческие и дипломные работы. Резкое увеличение числа фильмов молодых аниматоров – определенная тенденция, отмеченная всеми. А вот картин признанных мастеров в конкурсе короткого метра немного. Среди них - «Альтернативная прогулка» не по правилам, снятая режиссером и педагогом-аниматором Иваном Максимовым. Юрий Норштейн очень тепло отзывается о картинах Максимова, упирая на то, что «выпускник Физтеха сумел создать свой собственный мир на экране, абсолютно ни на что непохожий, но сразу узнаваемый». Ученики Ивана нет-нет, да и «влипают» в подражательство максимовской вселенной, что с точки зрения Норштейна, «весьма опасно для молодого художника». Принял участие Максимов и в еще одном любопытном эксперименте «Возьми любой момент из детства», в ходе которого семерка интересных режиссеров решала «слепить по фильму- стишку- пирожку», с гордостью и категорическим отрицанием всякого смысла. Получилось легко и с юмором.
С чувством юмора все оказалось нормально и у режиссера Александры Лукиной, которую потрясло «огромное количество колдунов, помогающих устраивать молодежи личную жизнь, выявленных в столице при последней переписи населения». Об этом ее очень смешная работа.
Что касается решения жюри коммерческого конкурса, то оно было вполне прогнозируемым. Лучшим полнометражный фильмом были названы «Смешарики. Легенда о золотом драконе» режиссера Д. Чернова. А всего в конкурсной программе ХХII Открытого российского фестиваля анимационного кино было показано за эти дни 104 фильма из 229 присланных. Причем, дебюты представлены 11 фильмами, в прикладной анимации оказалось 16 работ, студенческих картин было 27, а дипломных работ – 14. Конкурс сериалов порадовал 19 сюжетами.
«За кадром» состоялось несколько действительно очень важных мероприятий деловой программы. Среди них - Международный конгресс «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат, лицензирование». А также - ТВ-питчинг, ставший логическим продолжением диалога между представителями телеканалов и производителями сериальной продукции. Полезным стало и знакомство с «Современными трендами в развитии проектов для YouTube», в частности, нового мобильного приложения, ориентированного на детей.
«Ярмарка сценариев» и круглый стол были призваны преодолеть конфликт и непонимание между сообществом авторского анимационного кино и мультиндустрией. В частности, участники стола пытались найти конкретные пути примирения между высокохудожественной короткометражной и долгоиграющей, коммерчески успешной мультипликацией. В связи с этим автору статьи вспомнился другой круглый стол – по теме игрового (большого) кино в Екатеринбурге, на котором Сергей Соловьев рассказал, что все высокохудожественные творения Андрея Тарковского оплачивались из сборов от «низкохудожественных», но обожаемых народом комедий Гайдая. Даже термин ругательный в те годы существовал: «гайдаевщина» - то есть низкопробное, коммерчески успешное кино. Однако ведь и тот, и другой режиссеры умудрились остаться в истории – обстоятельство, требующее особого осмысления, не правда ли?
Ну а тем, кому стало интересно и обидно, что добраться до Владимирской земли не удалось, стоит заглянуть 30 марта в «Дом Кино»: здесь пройдет «Эхо Суздаля», где можно будет увидеть все самое интересное. Причем за один вечер и не выезжая из Москвы!