Портал городских новостей

Верное направление. За последние пять лет экологическая обстановка в городе улучшилась

17:56 23 марта 2017 309
День без автомобиля. Антон Кульбачевский на велосипеде

День без автомобиля. Антон Кульбачевский на велосипеде

Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

Президент России Владимир Путин объявил 2017-й Годом экологии. Руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский рассказал «ВМ», на каких направлениях сосредоточатся городские власти в нынешнем году.

Какие основные мероприятия в столице будут посвящены экологии в этом году?

— В Год экологии наш департамент делает упор на экологическое просвещение населения. Мы будем проводить больше лекций, экологических уроков, конференций, мастер-классов. То есть заниматься популяризацией темы охраны окружающей среды. При этом мы продолжаем решать в плановом режиме все свои текущие задачи. В этом смысле 2017 год не стал для нас чем-то исключительным. В Москве особоохраняемые природные территории — ООПТ — занимают 17 тысяч гектаров. И у нас есть планы в 2017–2019 годах создавать новые ООПТ. Так что мы будем продолжать работу по сохранению этих зон, по восстановлению на данных территориях биоразнообразия. Также на рекреационных участках мы создаем условия для отдыха жителей на природе, занятий спортом.

Антон Олегович, как вы оцениваете состояние окружающей среды в Москве?

— За последние пять лет нам удалось добиться тенденции по улучшению экологической обстановки в городе. Состояние окружающей среды в Москве оценивается по состоянию качества природных сред, таких как вода, воздух и почва, по уровню шумового воздействия, по количеству зеленых насаждений. Это основные категории. Но, конечно, в таком мегаполисе, как Москва, ключевую роль играет качество атмосферного воздуха. Существуют два источника загрязнения воздуха в столице: первый — это автотранспорт, на его долю приходится до 90% всех выбросов в атмосферу, второй — промышленность, которая сейчас дает оставшиеся 10% процентов.

Какие меры принимаются правительством Москвы для улучшения экологической ситуации?

— Необходимо отметить, что практически во всех программах правительства Москвы так или иначе присутствует экологическая тематика. Это касается и градостроительной политики, потому что сейчас строится очень много новых транспортных развязок и магистралей, идет реконструкция уже имеющихся трасс. Это и транспортная политика: строится много станций метрополитена, развивается наземный общественный транспорт. Таким образом, идет работа по снижению количества автомобильных пробок, автомобили меньше выбрасывают вредных веществ, что, в свою очередь, снижает и нагрузку на атмосферный воздух. Другая немаловажная мера — это контроль за качеством моторного топлива. Напомню, с 1 января 2016 года на московских автозаправочных станциях запрещена реализация топлива класса ниже Евро-5. Есть и другие ограничительные меры. Сейчас в столице действует запрет на въезд грузовиков на МКАД в дневное время. Также с начала нынешнего года грузовикам ниже экологического класса Евро-3 уже не попасть на Третье транспортное кольцо и в его пределы, фурам класса ниже Евро-2 запрещено заезжать на МКАД и внутрь города. Мы рассчитываем, что в результате этих действий в 2017 году экологическая ситуация в городе продолжит улучшаться. Сразу оговорюсь: если показывать происходящие улучшения в цифрах, то показатели будут не 10 и 20% процентов в год, а 1,5–2%. Но для такого мегаполиса, как Москва, это существенная динамика. Растет население, растет количество автомобилей, соответственно возрастает нагрузка на окружающую среду, а ее качество при этом не только не ухудшается, а продолжает улучшаться. И это говорит о том, что мы на правильном пути.

Продолжается модернизация городских очистных сооружений и Московского НПЗ. Как вы оцениваете эти проекты? Насколько за последние годы снизилось влияние промышленности на городскую среду?

— Есть план правительства Москвы по реорганизации промышленных зон, которые из депрессивных должны будут перейти в другой разряд. Те промышленные предприятия, которые невозможно было модернизировать, мы из города вывели. Сейчас в Москве осталось 80 предприятий, отправлять которые за черту города нерентабельно. Поэтому принято решение их модернизировать. Например, проводится реконструкция находящихся в ведении Мосводоканала Люберецких и Курьяновских очистных сооружений. Количество жалоб на неприятные запахи, поступающих на горячую линию от горожан, проживающих вблизи этих очистных сооружений, снизилось в разы. То же самое и с Московским НПЗ, который с 2012 года находится в активной фазе реконструкции. Если раньше к нам в месяц поступало от 70 до 100 жалоб на выбросы МНПЗ, то теперь почти в десять раз меньше. Аналогичную работу проводят предприятия энергетики, например, у Мосэнерго есть свои программы модернизации. Так что в 2018–2019 годах, когда по плану модернизация данных предприятий завершится, наш город будет жить в новых экологических реалиях. Думаю, мы находимся на правильном пути, и итогом всех реализованных мер станет уменьшение вклада промышленности в загрязнение атмосферы где-то до 4–5%.

Как осуществляется контроль за состоянием воздуха и воды в районах со сложной экологической обстановкой?

— На трубах почти 60 предприятий установлены специальные датчики, данные с которых поступают в Мосэкомониторинг каждые 20 минут, и специалисты отслеживают, есть ли где-то превышения допустимых концентраций по разным веществам. Нельзя сказать, что Печатники, или Кожухово, или Капотня — это полностью районы со сложной экологической обстановкой. На каком-то одном участке может быть нормальное состояние, а где-то постоянно присутствуют неприятные запахи, потому что в той же Капотне есть, например, Московский НПЗ и МКАД. И с точки зрения загрязнения воздуха и повышенного уровня шума, МКАД оказывает более сильное воздействие на прилегающую территорию. У Мосэкомониторинга есть свыше 50 стационарных станций наблюдения в реперных точках города — там, где расположены промышленные объекты, или там, где транспортные потоки сходятся и часто бывают пробки. Данные со станций наблюдения в режиме онлайн передаются на сервер экомониторинга. Информация открытая: любой желающий может эти показатели посмотреть на сайте Мосэкомониторинга. Предприятия тоже становятся более открытыми, например, МНПЗ год назад недалеко от предприятия разместили информационное табло — «экоинформер», на котором выводятся данные о состоянии воздуха в районе предприятия. С архивом данных можно ознакомиться и на сайте МНПЗ. Политику открытости проводит Мосводоканал: если раньше людей не пускали на Курьяновские очистные сооружения, то теперь на предприятии устраивают экскурсии, и любой может посмотреть, как идет модернизация.

Будут ли продолжены программы «Миллион деревьев» и «Моя улица»?

— Акция «Миллион деревьев» проводится по инициативе мэра Москвы с осени 2013 года. На сегодняшний день уже высажено более 1,6 миллиона деревьев и кустарников. По нашим данным, емкость московских дворов — порядка трех миллионов деревьев и кустарников. Так что программа, можно сказать, более чем на 50% уже выполнена. «Моя улица», пока она затронула только исторический центр города. Скорее всего, в 2017–2018 годах будем доделывать центральные улицы, а уже в 2019-м есть планы распространить программу и за пределы Садового кольца.

ЦИФРА

1.6 миллиона деревьев и кустарников высажено в Москве в рамках реализации программы «Миллион деревьев».

Новости СМИ2

Загрузка...
Загрузка формы комментариев

Новости Финам

Новости партнеров