«ВМ» выяснила, как будут реконструированы набережные столицы
«ВМ» выяснила, на чей опыт планирует опираться Москва при реконструкции набережных и за какие из них возьмутся в этом году.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗЦЫ
Москве необходимо обратиться к опыту Нью-Йорка, Лондона и Рима при реализации программы развития территорий Москвы-реки. Такого мнения придерживается датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл. Известный специалист заявил, что ряд мировых мегаполисов занимались такой проблемой, и их решения могут быть полезны и для российской столицы. Его бюро разрабатывало рекомендации для мегаполисов.
— Хотя темпы работ по благоустройству в российской столице являются самыми быстрыми в мире, важно, что это глубокие и качественные изменения городской среды, — подчеркнул эксперт.
Он обратил внимание на необходимость меньше пользоваться личными машинами.
— Мы не станем счастливее от того, что начнем в два раза больше пользоваться автомобилями, — добавил Ян Гейл.
И городские, и федеральные власти решили применить принципы создания комфортных пешеходных пространств и зон отдыха именно в Москве.
Пожалуй, с таким подходом новая попытка градостроителей интегрировать реку в пространство Москвы обещает увенчаться успехом: в гранит должны одеть все ее русло, на месте давно не работающих заводов создать прибрежные жилые и прогулочные зоны, отодвинуть от воды автомобильные магистрали, пересмотреть навигацию, создать новые пешеходные и велосипедные дорожки.
V — ЭТО МОСТ
От того, как выглядят набережные и сама Москва-река, насколько она доступна горожанам, зависит облик всего города. Центр мегаполиса — Москворецкая набережная. Ее развитию поспособствовало строительство парка «Зарядье». Уже в этом году столица получит не только парк мирового уровня, но и причал для туристических судов. Набережная будет связана со всеми пешеходными маршрутами в центре Москвы.
Набережную с парком соединит подземный переход, где будет размещена археологическая экспозиция. На набережной появятся зона торговли, лавочки, газоны, цветники и велодорожка. А над рекой откроется «парящий» мост в виде латинской буквы «V».
Он станет еще одной необычной смотровой площадкой столицы. Для горожан и туристов он станет новой точкой притяжения и местом для памятных кадров.
Парк и набережную соединят В этом году работы по благоустройству начнутся и на севере столицы. Уже летом рабочие и специалисты приступят к обновлению пешеходной набережной на Донецкой улице.
— На новой набережной будут высажены деревья и кустарники, а также проложены пешеходные дорожки, — рассказал президент группы — девелопера проекта Максим Гасиев. — Набережную соединят с Парком 800-летия Москвы. Таким образом, мы получим полноценную зеленую зону отдыха.
Работы планируется завершить за три года.
ТЕРРАСЫ У ВОДЫ
Еще один масштабный проект реализуется в Северном округе города. Краснопресненскую набережную продлят до улицы Шеногина. Как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, зеленую зону между Москвой-рекой и проезжей частью сохранят. Она превратится в многоуровневый парк с причалами и зонами отдыха. Его смогут одновременно посещать до 2,5 тысячи человек.
Здесь планируется создать террасы с лестницами, ведущими к воде, места для занятий спортом, пикников и выгула собак, несколько кафе и летний кинотеатр. Вдоль берега установят новые фонари. В дальнейшем планируется возвести 250-метровый мостгалерею, который свяжет станцию «Деловой центр» Московского центрального кольца, бизнес-центр «Москва-Сити» и Пресненскую набережную. Он будет иметь прозрачную крышу и стены. Внутри моста установят лавочки и оборудуют зону бесплатного Wi-Fi.
— На набережной длиной три километра будут созданы комфортные условия и для пешеходов, и для велосипедистов, и для автомобилистов, — отметил Сергей Кузнецов.
На проезжей части будет от четырех до шести полос движения, организуют парковки для такси и автобусов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК
Не только новые строения: современные предприятия, удобное жилье, комфортные скверы и парки появляются вдоль реки. Многим старинным зданиям возвращают их былое величие. И занимаются их реконструкцией и город, и инвесторы.
Хорошим примером может служить Софийская набережная, расположенная в центре столицы. Она сможет вернуть свой исторический облик уже к 2019 году.
— В прошлом году были выполнены противоаварийные работы на пяти исторических объектах Софийской набережной и Болотной площади, — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. — Сейчас собственники дорабатывают проект реставрации.
По информации Мосгорнаследия, противоаварийные работы провели на комплексе зданий Мариинского женского училища середины XVIII — начала XX веков, доме директора «Товарищества Эйнемъ» на Софийской набережной, а также на городской усадьбе Рахманова, Бухвостова, Сулимы, купцов Котовых на Болотной площади.
Реставрация исторических зданий на Софийской набережной в центре Москвы начнется в 2017 году.
СНЯТЬ «ЗАМОК» РАДИ ПЕШЕХОДОВ
Колонка заместителя мэра Москвы по вопросам градполитики и строительства Марата Хуснуллина
Москвой-рекой в городе не занимались десятилетиями, фактически про нее забыли. И вот впервые за долгие годы столица взялась за столь масштабный проект, как развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Это мегапроект мирового уровня, аналогов которому сегодня в мире нет. Он направлен на формирование открытых общественных пространств у воды, комфортных для горожан и туристов, создание «водного» фасада мегаполиса.
Что немаловажно: помимо благоустройства набережных, свое развитие получат прилегающие к ним территории.
Здесь будут созданы комфортные районы, появятся новые рабочие места, получит развитие водный транспорт.
Предполагается строительство автомобильных и пешеходных мостов через реку, таким образом мы обеспечим «связность» районов, расположенных на противоположных берегах Москвы-реки. В Москве вообще долгое время районы, разделенные рекой, были фактически друг от друга отрезанными, и, чтобы добраться из одного в другой, нужно было искать обходные пути, тратя на это уйму времени. Теперь эта ситуация коренным образом изменится.
Безусловно, мы изучили и опыт других мегаполисов. Он показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок и отдыха. В Москве же пешеходам пока доступно лишь семь процентов берегов Москвы-реки.
А, например, показатель доступности Темзы в Лондоне составляет 76 процентов прибрежной полосы, Сены в Париже — свыше 50 процентов. Основное требование при реализации проекта — все набережные Москвы-реки должны быть благоустроены, причем делать это будем комплексно. Наша задача — «освободить» реку, частично отведя от нее автомагистрали, снять «замок» с набережных, сделав зону у воды максимально доступной для всех — для горожан и туристов.
Проект развития прибрежных территорий Москвы-реки предполагает реконструкцию и благоустройство около 60 километров набережных: частично это будет сделано на средства городского бюджета, частично — за счет инвесторов. Среди наиболее крупных площадок развития — территории бывшего Тушинского аэродрома, Симоновской набережной, Москворецкой набережной, где уже идут работы в рамках реализации проекта по возведению парка «Зарядье», и ряд других.
Важную роль мы отводим созданию «естественной» реки: один из берегов Водоотводного канала планируется превратить в зеленый променад на уровне воды.
Реконструкция и обустройство набережных — огромный объем работ на годы вперед. Когда проект будет осуществлен, река получит второе рождение, по-настоящему оживет и придаст новый импульс развитию прилегающих территорий, включая городские промышленные зоны.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
- Основными зонами реорганизации по проекту развития Москвы-реки станут территории Рублево-Архангельского, Тушина, Нижних Мневников, Большого Сити, Завода имени Лихачева, Симоновской набережной, квартала «Риверпарк», где ранее располагался судоремонтный завод. Здесь строятся дороги, возводятся жилые кварталы, поддерживаются ранее действующие производства, открываются новые. Всего в рамках этого проекта до 2035 года запланировано ввести более 11 миллионов квадратных метров недвижимости. Окончательный объем будет известен после завершения разработки градостроительной документации.
СПРАВКА
В рамках программы «Моя улица» в этом году благоустроят Кадашевскую, Гончарную и Москворецкую набережные. Столичные археологи планируют найти и изучить исторические части Кадашевской и Гончарной слободы.
Но еще до начала разрытия грунта археологи будут знать, где и какие объекты и артефакты можно обнаружить в ходе работ.
ЦИФРА
10 400 гектаров составляет общая площадь территорий, прилегающих к Москве-реке. По данным столичного Стройкомплекса, это 10 процентов всей площади мегаполиса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Нагатинская пойма встретит белыми парусами. Яхтсменов обучат профессионалы
Согласно планам столичных властей, в районе Симоновской набережной и в Нагатинском Затоне появятся новые рекреационные зоны, уникальные объекты и благоустроенные территории. Облик московского юга определят в том числе набережные (далее...).