Удобство цифровой школы оценили и педагоги, и ученики
— Что на сегодняшний день представляет собой проект «Московская электронная школа»?
— Проект «Московская электронная школа» в полном объеме стартовал в сентябре прошлого года в шести пилотных школах Москвы. Он объединяет в себе три компонента: программную и аппаратную части, а также образовательный контент. Аппаратная часть — школьный беспроводной интернет, интерактивные панели, ноутбуки учителей, которые используются для ведения электронного журнала, создания и работы со сценариями уроков. Программная часть — это улучшенная версия электронного журнала и дневника и общегородская платформа электронных образовательных материалов — большая библиотека, в которой содержатся сценарии уроков, оцифрованная художественная литература, электронные пособия и учебники. Все эти структурные элементы «Московской электронной школы» взаимосвязаны и интегрированы.
— С момента запуска пилотного проекта прошло полгода. Можно ли подвести предварительные итоги? С какими сложностями столкнулись?
— Да, можно подвести промежуточные итоги. На первом этапе одной из ключевых задач было отработать взаимодействие информационных систем, входящих в «Московскую электронную школу»: интерактивной панели, платформы и электронного журнала. Конечно, без проблем не обходилось, но они устранялись в режиме онлайн.
— Как помочь учителям освоить современные технологии?
— Мы поняли, что на первое время школам необходим куратор. В этом году обучать учителей работе на оборудовании будет специалист, закрепленный за конкретной школой на несколько месяцев. Для педагогов мы запустим полномасштабное обучение: дистанционные интерактивные курсы, мастер-классы и другие мероприятия.
— Мнения и предложения педагогов учитывались при подготовке у следующему этапу?
— В ходе реализации пилотного проекта мы активно взаимодействовали с пользователями, получали содержательную обратную связь, в том числе по перспективным доработкам платформы. Большинство замечаний и предложений будут учтены при масштабировании проекта.
— Каково мнение родителей и детей по поводу информатизации школ?
— Родителям нравится «Московская электронная школа». Мы и сами не ожидали таких позитивных отзывов — все отмечают удобство и современность системы. У детей же отношение двоякое: электронные дневники им, конечно, не нравятся — оценку больше не спрячешь. А интерактивные панели — наоборот. Если раньше вызов к доске был наказанием для ученика, то сейчас учителя буквально видят лес рук.
— В этом году проект будет расширяться. Сколько школ он охватит?
— Проект расширяется, и в этом году планируется оснастить 694 здания школ, до конца следующего года — 1840 зданий. Однако важно понимать, что «Московская электронная школа» — это не просто поставка оборудования. Акцент делается на образовательный процесс.
— Получается, что традиционные учебники могут уйти в прошлое?
— Кто-то говорит, что информатизация школ окончательно убьет бумажные учебники. Но если это и происходит, то виноват в этом не наш проект, а прогресс в целом. Наша цель — делать то, что близко детям. Мы вовсе не против бумажных учебников, но выбирать формат урока будут уже сами педагоги.
— Учтены ли нормативы, ограничивающие время, которое ученик на уроке проводит за монитором?
— Учитель согласно СанПиН должен организовать урок так, чтобы обеспечивать постоянную смену видов деятельности. И это требование предъявляется вне зависимости от того, есть ли в классе интерактивная панель или нет. Соответственно, педагог выстраивает сценарий урока так, чтобы уложиться в нормативы: периодически гасит доску, меняет виды деятельности. На уроке не нужно смотреть на доску постоянно.
— Какова же глобальная цель проекта?
— «Московская электронная школа» помогает сблизить детей и преподавателей, а также вырастить новое поколение учителей, которые будут вести совсем другие уроки. Ведь через 10 лет, возможно, никто и не вспомнит, что на доске когда-то писали мелом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Преподаватели столичных общеобразовательных учреждений начали проходить обучение на специальных курсах по оказанию первой медицинской помощи. Об этом стало известно 29 марта.
«Курс для работников образования запущен в медицинском симуляционном центре Департамента здравоохранения Москвы в Боткинской больнице», — говорится в материале официального портала мэра города (подробнее...).