Министерство обороны презентовало боевые машины
Экспозиция новинок робототехники развернулась в подмосковной Кубинке. Презентация состоялась в рамках II военно-научной конференции «Роботизация Вооруженных сил РФ».
— За последние годы у нас накопилась большая теоретическая база в сфере развития военной робототехники, — рассказывает член Военно-промышленной комиссии правительства РФ Олег Мартьянов. — Появился Национальный центр робототехники, который формирует направление развития технологии и ее базовых элементов. Теперь главная задача перевести это все в практическую плоскость.
Российские производители уже начали работу в этом направлении. 30 компаний, среди которых НИИ и вузы Минобороны, представили свои новейшие разработки в конгрессно-выставочном зале центра «Патриот».
Первым гостей экспозиции встречает внушительный комплекс «Вихрь». Его башня вертится вправо-влево — так он выискивает цель. Первые посетители с интересом поглядывают на машину. «Вихрь» внушает уважение. По сути, роботокомплекс представляет собой сочетание нескольких роботов, в том числе — малого комплекса для доставки боеприпасов и беспилотника коптерного типа. Управлять «Вихрем» можно дистанционно или в полуавтоматическом режиме. Фактически свое название эта машина полностью оправдывает. Если на поле боя использовать все ее возможности, то результат будет подобен последствиям урагана.
— В этом году мы совместно с промышленными предприятиями представили два технических роботокомплекса — наземный — «Вихрь» и морской — «Тень», — докладывает начальник Главного центра робототехники Министерства обороны РФ полковник Сергей Попов. — Данные модели сейчас дорабатываются, оснащаются современными технологиями. У «Тени» нет аналогов, но рассказать подробностей я пока не могу, все держится в строгом секрете.
Всего на выставке 89 экспонатов. 50 из них — это составные части, остальные — целые комплексы. Наземную робототехнику, помимо «Вихря», представляют еще 10 образцов. Это мобильные роботы, платформы, а также малые и большие комплексы.
Летающих аппаратов почти вдвое больше — 20 образцов воздушного применения. Разброс между ними огромен — от маленького квадрокоптера, помещающегося на ладони, до воздушных судов.
— Это беспилотник «Элерон10СВ». Он может летать до пяти часов, — описывает новинку сотрудница компании-разработчика Анастасия Володина. — Сейчас он проходит внутренние испытания.
Самолет можно назвать «старшим братом» известного в своем роде «Элерона-3СВ» — беспилотника, который можно носить за спиной. «Элерон10СВ» больше и заметнее, но способен поднять в воздух шесть килограммов. Предыдущие модели рассчитаны только на два килограмма. Беспилотники помогают мониторить наземную обстановку, вести воздушную разведку и переносить грузы. Они работают как в ручном, так и в автоматическом режиме. Самолеты предназначены для дальних расстояний, если нужно незаметно выяснить обстановку на соседней улице или в доме напротив, на помощь придет квадрокоптер. Самый маленький из них, разработанный «Ростехом», весит всего 50 граммов и стоит относительно недорого. Это делает его отличным вариантом для одноразовых миссий.
Есть чем похвастаться и производителям морской робототехники: подводные микророботы, катера и подводные аппараты. Некоторые разработки представлены публике впервые. Например, выставка стала дебютом для роботизированного комплекса на базе безэкипажного катера. Он состоит из семи отдельных элементов, среди которых система технического зрения — механизма навигации, позволяющего машине двигаться и распознавать препятствия без помощи человека. Комплекс автоматически обнаруживает, распознает и преследует надводные и воздушные объекты на расстоянии пяти километров.
Он способен автономно проработать семь суток и проплыть 300 миль без участия оператора. Безэкипажный катер мониторит морскую среду, обеспечивает поисково-спасательные операции, доставляет грузы и ищет черные ящики затонувших судов и самолетов..
Помимо серьезных разработчиков, в конференции принимают участие и начинающие инженеры.
— Наша команда делает робота с техническим зрением, он должен без помощи человека проехать лабиринт, поразить мишени и вернуться в исходное положение, — рассказывает студент Московского политехнического университета Николай Дадонов, ковыряясь отверткой в механизме. — Конечно, до местных экспонатов нам далеко.
В Министерстве обороны подчеркивают, что развитие робототехники связано не столько с будущими военными кампаниями, сколько с необходимостью идти в ногу со временем. А конференция направлена на выработку единых подходов к роботостроению.
— В 2016 году была завершена разработка нормативно-технических требований к робототехническим комплексам различных сред применения, — отметил начальник Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий Минобороны Александр Миронов. — В настоящее время проводится уточнение действующих концептуальных и программных документов, определяющих стратегию развития робототехники в Вооруженных силах Российской Федерации.
Концепция развития и боевого применения роботов рассчитана до 2025 года. Через восемь лет доля роботокомплексов в вооружении Российской армии должна достигнуть 30 процентов.
— Сейчас готовится программа испытания системных комплексов, — объясняет Мартьянов. — Летом мы рассчитываем провести испытания по базовым платформам наземной техники.
Беспилотные аппараты протестируют в следующем году. Среди разведывательно-ударных комплексов внимание привлекает робот-охранник.
Он умеет разоблачать засады врага и попадать по подвижным мишеням. В составе комплекса — пулемет Калашникова и 30-миллиметровый автоматический гранатомет.
Российские конструкторы создают свои комплексы в рамках госзаказа, но и возможность экспорта не исключают. Если после успешных испытаний на тот или иной роботокомплекс найдется покупатель, с ним начнутся переговоры.
Среди устрашающего вида машин снуют участники выставки и ее гости. Взрослые вдумчиво читают таблички с характеристиками техники. Кадеты, пришедшие на экскурсию, вертят головами:
— А можно потрогать? — с горящими глазами интересуются ученики школы № 439 у гида Григория Безрука.
Кадеты — будущее Российской армии, именно им предстоит работать с робототехникой. Сложно сказать, каких высот к тому моменту достигнет технический прогресс, но уже сейчас машины могут спасти многие жизни. Техника без труда справится там, где человек затратит огромные усилия. Например, в Арктике.
Еще в 2014 году заместитель министра обороны России генерал армии Павел Попов говорил о необходимости подготовки специалистов для управления новой техникой, в том числе роботами.
Многие боевые задачи машины по-прежнему не способны решить без участия человека: набор алгоритмов не всегда позволяет комплексу действовать верно в любой ситуации.
Однако в Минобороны уверены: лучше потерять робота, чем солдата.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Наши разработки удивят весь мир
Колонка главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко
Боевые роботизированные системы, которые продемонстрировали журналистам на подмосковном полигоне, — это далеко не все новейшие российские разработки. Образцы, которые сейчас находятся под грифом «секретно», однажды поразят весь мир. И я говорю не только о наземных, но и о воздушных, и о подводных роботизированных комплексах (далее...).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Самостоятельность пока не по карману
Вооруженные силы разных стран обращают все больше внимания на применение боевых роботизированных систем. Одновременно возникает все больше вопросов по моральному вопросу их использования (далее...).