Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Птичку жалко: «Кавказской пленнице» - полвека

Развлечения
Птичку жалко: «Кавказской пленнице» - полвека
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Полвека назад, в начале апреля 1967 года по советским киноэкранам начал триумфальное шествие фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Фильм стал богатейшим источником, как сейчас сказали бы, «мемов», составивших во многом набор «кодовых слов» для тогдашних и даже более поздних поколений.

Года два назад была предпринята попытка «переснять», сделать римейк «Кавказской пленницы», но фильм с треском провалился в прокате. Как, впрочем, и ряд других попыток снять сугубо «советские фильмы» заново в наших условиях. «Кавказская пленница» был именно советским фильмом, он был глубоко погружен в массовую культуру того времени, перекликаясь также и с политическими процессами. Настолько, насколько позволяла это советская цензура.

«Мемы» фильма были пронесены через несколько советских поколений. В этом, кстати, тоже была отражена универсальность, общность тогдашней массовой культуры. Сейчас – не так. «Мемы» одной «тусовки» бывают совершенно непонятны представителям другой «социальной группы». А тогда скажет кто-нибудь за столом «птичку жалко» - и все понимают, о чем идет речь. Фраза «тараписа не надо» не вызовет у нынешней молодежи никакой рефлексии, а у тех, кто помнит советский фильм, сразу всплывет образ товарища Саахова. Кстати, стилизованный кавказский акцент героя Этуша, наверное, впервые был представлен в советском кинематографе в юмористическом ключе. Попробовали бы так пошутить над кавказцем при Сталине. В культовом фильме позднего сталинизма «Свинарка и пастух» горец - это исключительно романтически-положительный персонаж.

Примерно тогда же по стране начали распространяться («по кухням») в массовом порядке – за это уже не сажали в лагеря - не только политические анекдоты, но и, условно, «националистические»: про чукчей, про армянское радио и т.д.. По-доброму шутить про Кавказ было еще (или уже?) можно, в том числе про его коррупцию, на которую полно намеков в фильме. Не думаю, что «актуализированные» под настоящее время подобные шутки столь же легко воспринимались бы сейчас, тем более после двух чеченских войн. Тем более на тему похищения невесты. Наверняка мог бы возбудиться какой-нибудь шибко обеспокоенный разжиганием межнациональной розни. А тогда еще советские люди таких обвинений не боялись. «Братство народов» казалось незыблемым. Впрочем, национальность товарища Саахова в фильме никак не обозначена. Он мог быть адыгейцем или абхазцем, аджарцем или азербайджанцем. Авторы деликатно не стали уточнять – просто кавказец и все.

Насчет «политики» было еще строже. Даже ставшая затем абсолютным хитом песня фильма про медведей, трущихся о земную ось, поначалу у режиссера не проходила – слишком аполитичная. Но труппа уговорила. А потом будет у Гайдая в «Бриллиантовой руке» уже новый «аполитичный хит» - «Песня про зайцев».

Должность у товарища Саахова вымышленная – заместитель начальника райкомхоза. То есть даже не начальник, второе лицо. Это как в американских фильмах – «наивысшая должность у «коррупционера», может быть сенатор, но не выше, Гайдай действует строго в традициях Голливуда. Не было, однако, никаких райкомхозов в СССР. Но не в райком же партии его было «назначать». И тем более не в обком. И не в хрущевский «совнархоз», Брежневым уже отмененный. Зато отсыл к хрущевским временам есть – в слове «волюнтаризм», за который якобы Никиту Сергеевича и сняли тремя годами ранее.

В заключительной сцене, когда происходит суд над уже гражданином Сааховым (его судят за похищение невесты – Натальи Варлей, тут еще один мем – «товарищ, судья, а он не может сидеть», поскольку получил солью в «мягкое место») один из подсудимых провозглашает: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!». Обыватели и тогда, и потом часто ошибались, говоря «наш советский суд». Нет, именно «наш». Шутить над советским судом цензура в последний момент запретила.

Гайдай хотел потом снять продолжение фильма - на тему, когда герои «Пленницы» уже сидят в тюрьме. Но замысел не удался. Шутить над советской тюрьмой, да еще с сидящим там «кавказцем» не позволили. «Кавказская пленница» стала четвертым фильмом по числу зрителей (более 76 млн), «Бриллиантовая рука» – третьим (он набрал на 100 тыс. больше). Их обогнали только в 1980-м «Пираты ХХ века» (87 млн) и «Москва слезам не верит» (84 млн). Но это уже была другая история. Советский Союз катился к закату, становилось уже не до добрых безобидных шуток. В этом смысле – да, «птичку жалко».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.